ТАНЦЕВАЛЬНАЯ МУЗЫКА
музыка,
предназначенная для сопровождения танцев. Для каждого танца (напр.,
вальса, мазурки) создаются разнообразные по характеру музыки пьесы,
осн. ритмич. формула и темп к-рых отвечают движениям данного танца. Т.
м.- одна из древнейших разновидностей музыки. Нар. Т. м. бывает вокальной
(гл. обр. хоровой) с инструм. сопровождением или без него, а также
инструментальной (см. Народное творчество); проф. Т. м., опирающаяся
на нар. образцы, по преимуществу инструментальна. Танец, в т. ч. бальный
танец,- составная часть лёгкой музыки, джазовой (см. Джаз). Уже
в древности танцы зачастую объединялись в связанные с определённым сюжетом
танц. представления. Т. м.- одна из форм балетной музыки.
Важная ветвь Т. м. 18-20 вв.- произведения,
предназначенные для слушания, а не для сопровождения танцев. Из объединения
нескольких танц. пьес сложилась старинная инструм. сюита; танц.
пьеса в качестве одной из частей вошла и в сонатно-симфонич. цикл (менуэт
у И. Гайдна, В. А. Моцарта, отчасти и у Л. Бетховена, вальс у П. И. Чайковского
и др.); танц. ритмы нередко используются и в других, прежде всего
финальных, частях классич. симфоний и иных циклич. инструм. произведений.
С нач. 19 в. происходил процесс углубления
содержания и поэтизации отдельной танц. пьесы, приведший к созданию
высокохудожеств. произведений, предназначенных для концертного исполнения
(вальсы, мазурки и полонезы Ф. Шопена для фп.), порой приобретающих
программный характер ("Приглашение к танцу" Вебера, "Мефисто-вальсы" Листа
и др.). Большое распространение получили также всевозможные обработки
нар. танцев ("Венгерские танцы" Брамса, "Норвежские танцы" Грига и др.);
на нар. танц. основе стали создаваться развитые муз. произведения ("Камаринская"
Глинки для оркестра, фп. фантазия "Исламей" Балакирева и др.).
Лит.: Ефименкова Б., Танцевальные
жанры, М., 1962; Sachs С., Erne Weltgeschichte des Tanzes, В., 1933.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я