ТАРИФЫ ТРАНСПОРТНЫЕ
система
цен (ставок), по к-рой взимается плата за перевозки. Т. т. подразделяются
на r р узовые и пассажирские. В СССР грузовые тарифы - часть общей системы
плановых оптовых цен, по к-рым осуществляются взаимные расчёты между
государственными предприятиями (удельный вес личных грузов мал).
Исходная база для построения Т. т.-себестоимость перевозок (см. Издержки
транспортные). Кроме того, в тарифы включается определённая прибыль
в
большем или меньшем размере в зависимости от гос. политики цен. При этом
учитываются: назначение перевозимой продукции для нар. х-ва и населения,
фондоёмкость и трудоёмкость тех или иных перевозок и ряд др. факторов.
Грузовые Т. т. в целом обеспечивают рентабельность работы трансп.
предприятий, но уровень её неодинаков. Напр., Т. т. на перевозки высокоценной
продукции обеспечивают значительно большую рентабельность, чем тарифы на
перевозки массовых грузов производств, назначения. Грузовые Т. т. различаются
по видам транспорта общего пользования. На ж.-д. транспорте грузовые
Т. т. устанавливаются едиными для всей сети жел. дорог на базе среднесетевой
себестоимости перевозок. По общим тарифам провозная плата взимается, как
правило, за кратчайшее расстояние между станциями отправления и назначения
груза. Тарифные ставки дифференцированы по видам грузов, расстояниям, скорости
перевозки, размерам отправок (повагонные, контейнерные, мелкие) и
др. условиям. Кроме того, используются местные тарифы для ветвей, не включённых
в общую сеть жел. дорог. С 1 июля 1967 были введены т. н. двуставочные
тарифы примерно на половину грузооборота (с 1 янв. 1974 - на весь грузооборот)
жел.
дорог СССР. В действующих тарифных схемах они установлены: за начально-конечные
операции (в копейках за 10 т) и за передвижение (в копейках за 10
т -км). Плата за перевозки массовых грузов взимается по повагонному
тарифу из расчёта нормального использования грузоподъёмности вагона независимо
от фактической его загрузки грузоотправителем. Минимальное расстояние,
за к-рое взимается плата за перевозки грузов по жел. дорогам, - 50 км
(только для сахарной свёклы и торфа - 25 км). Это способствует
разгрузке жел. дорог от нерациональных короткопробежных перевозок. При
перевозке грузов "большой скоростью" плата повышается на 100%. Применяются
и пониженные тарифы, в частности стимулирующие развитие смешанных перевозок,
использование
порожних направлений (см. Рационализация грузовых перевозок).
На водном транспорте Т. т. дифференцированы
по бассейнам рек и морей ввиду больших различий в себестоимости перевозок.
На речном транспорте Т. т. дифференцированы не только по видам грузов,
но и по видам перевозок (напр., тариф на перевозки круглого леса в плотах
иной, чем в судах). На морском транспорте различают фрахты
и
тарифы. В отличие от тарифов, к-рые являются плановыми, заранее объявленными
ценами длит, действия, применяемыми гл. обр. на перевозки между портами
СССР, фрахт - единовременная цена на перевозку, размер к-рой устанавливается
по соглашению между владельцами судна и его нанимателем, в заграничном
плавании.
На автомобильном транспорте Т.
т. дифференцированы по союзным республикам. В них предусмотрены начисления
на стр-во автомоб. дорог. На период бездорожья тарифы могут быть повышены
на 20%. Для отд. областей и р-нов установлены поясные коэфф., на к-рые
умножается осн. тариф. Они отражают порайонные различия в себестоимости
перевозок (напр., для р-нов Заполярья он равен 3, для р-нов Севера - 2).
Плата взимается за выполняемый объём перевозок, измеряемый в т'км.
В зависимости от степени использования грузоподъёмности автомобиля различают
грузы 4 классов. Тарифы 4-го класса вдвое выше 1-го. Наряду с этим применяются
и повременные тарифы, т. е. плата взимается за автомобиле-чае, величина
её устанавливается с учётом грузоподъёмности и типа автомобиля.
Т. т. на воздушном транспорте
делятся
на 2 осн. тарифных пояса: первый относится к р-нам, обеспеченным ж.-д.
транспортом, второй - к отдалённым р-нам, в к-рых себестоимость перевозок
по ряду причин выше. В среднем тарифы второго пояса на 70% выше первого.
Пассажирские тарифы - часть общей системы розничных цен на продукцию
личного потребления. На ж.-д. транспорте они дифференцированы по видам
сообщений (дальнее, пригородное), категориям поездов (скорые, пассажирские),
типам вагонов (мягкие, жёсткие, купированные, общие и т. д.). Наиболее
низкими являются абонементные пригородные Т. т., к-рые покрывают лишь 20-30%
расходов на перевозки. Льготные тарифы ежегодно сберегают трудящимся СССР
св. 200 млн. руб. Тарифы дальнего сообщения и разовые билеты для поездок
в пригородном сообщении в целом обеспечивают необходимую рентабельность
пасс, перевозок. На мор. транспорте тарифы дифференцированы по судам, классам
кают и их расположению на судне. Широко применяется особый тариф для туристов.
Примерно такие же принципы построения пасс, тарифов на речном транспорте.
На возд. транспорте пасс, тарифы, как и грузовые, дифференцированы по двум
поясам. Тарифы на гор. транспорте (метро, троллейбус, автобус, трамвай)
подразделяются
на единые (одноставочные) Зкоп., 4 коп., 5 коп. за одну поездку,
независимо от расстояния перевозки, и поучастковые. На всей терр. СССР,
кроме нек-рых отдалённых р-нов, применяется единый тариф за пользование
легковыми такси.
В др. социалистич. странах Т. т.
по принципам их построения близки к Т. т. СССР. Вкапиталистич. странах
применяются разнообразные системы Т. т., в основе к-рых - капиталистич.
издержки транспорта и цена произ-ва, включающие прибыль. В совр. условиях
ослабление монопольного положения жел. дорог и усиление конкуренции автомобильного
и воздушного транспорта влияют на уровень Т. т., что относится в первую
очередь к частным трансп. предприятиям. В ряде стран (Франции, ФРГ, Великобритании
и др.), в к-рых транспорт является гос. собственностью, тарифы на
перевозки мн. массовых грузов убыточны. Дефицит жел. дорог покрывается
за счёт госбюджета, т. е. практически за счёт трудящихся-налогоплательщиков.
Лит.: Маркс К., Капитал, т.
2, Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 24, гл. 6; Ч у п р о в А. И.,
Железнодорожное хозяйство, М., 1878; Система пассажирских тарифов на транспорте
СССР и пути ее совершенствования, М., 1969; Основы взаимодействия железных
дорог с другими видами транспорта, М., 1972, гл. 20; А б р ам о в А. П.,
Затраты железных дорог и цена перевозки, М., 1974. Е. Д. Хануков.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я