ТЕАТРАЛЬНО

ТЕАТРАЛЬНО - <ДЕКОРАЦИОННОЕ
ИСКУССТВО, искусство создания зрительного образа спектакля посредством
декораций, костюмов, освещения, постановочной техники. Развитие Т.-д. и.
тесно связано с развитием театра, драматургии, изобразит, иск-ва.



Элементы Т.-д. и. (костюмы, маски
и пр.) рождались в древнейших нар. обрядах и играх. В др.-греч.
театре уже в 5 в. до н. э., помимо здания скены, существовали объёмные
декорации, которые в эпоху эллинизма совмещались с живописными. Принципы
древнегреческого Т.-д. и. были усвоены в театре Др. Рима, где часто применялся
занавес.



Существовавший уже в античности принцип
симулътанной декорации (рассчитанной на одновременный показ всех
мест действия) стал характерным для европ. ср.-век. театра, где
первоначально роль фона при исполнении мистерий выполнял интерьер, а затем
- наружная стена церкви. Для ср.-век. представлений было создано неск.
типов сценич. площадок, статичных или передвижных; наряду с объёмными декорациями
(напр., "раем" в виде беседки или "адом" в виде пасти дракона) использовались
и живописные декорации (напр., изображения звёздного неба). Во мн.
странах ср.-век. Азии (в т. ч. гос-вах Индокитая, в Китае и Японии)
господствовали методы условно-символич. оформления сцены, согласно
к-рым отд. детали лаконично обозначали место действия.



В 15 - нач. 16 вв. в Италии,
где к Т.-д. и. обращались Брунеллески, Мантенья, Леонардо да Винчи, Рафаэль
и др., складывается тип перспективной декорации (Браманте, Б. Перуцци),
изображающей уходящую вдаль улицу и написанной на холстах, натянутых на
рамы (отд. части выполнялись из дерева); такие декорации воспроизводили
одно неизменное место действия для спектаклей определённых жанров (к сер.
16 в. С. Серлио разработал 3 типа оформления - для трагедии, комедии и
пасторали). Феерически-зрелищный характер придворного оперно-балетного
спектакля к кон. 16 - нач. 17 вв. потребовал замены неподвижной декорации
сменяющейся. В 17 в. всё шире использовались театр, механизмы; применение
телариев (3-гранных вращающихся призм, обтянутых холстом и расписанных)
позволяло осуществлять смену декораций на глазах у публики (итальянец H.
Саббатини, немец И. Фуртенбах). Усовершенствование систем Т.-д. и. привело
к созданию кулис (итальянец Дж. Алеотти) и сценыкоробки , сохраняющей
господствующее положение и в 20 в. С сер. 17 в. итал. система кулисно-арочной
декорации (Л. О. Бурначини, Дж. Торелли) распространилась по всем странам
Европы. В гор. театрах Лондона в эпоху Возрождения складывается особый
тип сценич. площадки с членением на нижнюю, верхнюю, заднюю сцены и выдающимся
в зрит, зал просцениумом (перспективные декорации итал. типа в Англии ввёл
И. Джонс в 1-й четв. 17 в.). В России кулисные "рамы перспективного письма"
были применены впервые в 1672.



Декорация комедии по С. Серлио. 1545.



Постановка мистерии в Валансьенне.
1547 (миниатюра Г. Кайо).



Г. Д ю м о н. Эскиз декорации к трагедии
"Филоктет". 18 в.



Набросок декорации В. Гюго к его
драме "Бургграфы".



В эпоху классицизма драматургич.
канон единства места и времени действия способствовал господству несменяемой
декорации (тронный зал, вестибюль дворца в трагедии, гор. площадь, комната
- в комедии), поэтому всё богатство декорационно-постановочных эффектов
сосредоточилось в оперно-балетном жанре. Итал. мастера (А. Поццо, художники
из семейства Галли-Биббиена) нарушили симметрию декораций 17 в.,
ввели угловую перспективу, усилив средствами живописи иллюзию глубины;
добиваясь большей масштабности путём изображения отд. архит. частей вместо
целого здания, они форсировали контрасты света и тени. В эпоху Просвещения
мастера Т.-д. и. обращались к героизированным образам античности (работавшие
во Франции Дж. H. Сервандони, Г. Дюмон, П. А. Брюнетти).
В кон. 18 в., в связи с развитием бурж. драмы, появились декорационные
павильоны. В Т.-д. и. России 18 в. к оформлению спектаклей привлекались
иностр. мастера - Дж. Валериани и П. ди Г. Гонзаго и др.
Во 2-й пол. 18 в. выдвинулись талантливые рус. декораторы, большинство
из к-рых были крепостными,- бр. Бельские, И. Я. Вишняков, И. Фирсов и др.



В 17-18 вв. в странах Азии кризис
феод, идеологии привёл и к нововведениям в Т.-д. и. В Японии в 18 в. сооружались
здания для театров Кабуки, сцена к-рых имела просцениум, горизонтально
раздвигающийся занавес, идущие через зал помосты-"ханамити" ("дороги цветов");
в 1758 здесь была введена вращающаяся сцена. Ср.-век. традиции вплоть до
20 в. сохранились во многих театрах Индии, Индонезии, стран Индокитая,
где оформление ограничивается гл. обр. костюмами, масками и гримами. Великая
французская революция оказала значит, воздействие на Т.-д. и. На сценах
парижских "театров бульваров" высокое иск-во театр, машинистов позволяло
воспроизводить сцены кораблекрушений, пожаров и т. д.; распространились
т. н. пратикабли (объёмные детали оформления, изображавшие скалы, мосты
и т. д.). В 1-й четв. 19 в. Л. Ж. М. Дагер во Франции, Ч. Баркер
в Великобритании демонстрировали панорамы и диорамы в сочетании с новшествами
газового освещения (вводится в 1820-е гг.). Представители романтизма
выдвинули требование исторически конкретной характеристики места действия
(этому отвечали театр, работы французов Э. Делакруа, П. Делароша, Ж. Б.
Изабе и др.). Декораторы и режиссёры П. Сисерн, III. Сешан и Э.
Деплешен во Франции, Ф. фон



Дингельштедт в Германии создавали
спектакли со сложными многокартинными декорациями и пышными костюмами,
сочетая ист. точность с эффектной красивостью. Усложнение постановочной
техники заставило применять занавес в перерывах между актами (впервые -в
1829 на сцене парижской "ГрандОпера", а в 1849 здесь же - электрическое
освещение). В России с 1830-х гг. главой школы "официального романтизма"
был А. А. Роллер. Разработанная им техника постановочных эффектов развивалась
К. Ф. Вальцем, А. Ф. Гельцером и др. Борьба со штампами роллеровской школы
за нац. своеобразие рус. Т.-д. и. была начата М. А. Шишковым и М. И, Бочаровым,
но тормозилась условиями "казённой сцены", узкой специализацией театр,
художников, делившихся на "пейзажных", "архитектурных" и т. д., а также
повсеместным применением сборных и типовых декораций.



Л. С. Бакст. Эскиз
декорации к драме Г. Д'Аннунцио "Пизанелла" (поставлена в Театре Шатле
в Париже в 1913).



В. Ф. Рындин. Эскиз декорации к инсценировке
H. П. Охлопкова по роману "Молодая гвардия" А. А. Фадеева1947. Центральный
театральный музей им. А. Бахрушина. Москва.



Огромное воздействие на Т.-д. и.
1870-80-х гг. оказала деятельность Мейнингенского театра, режиссёры
к-рого, стремясь преодолеть традиции итал. кулисно-арочной системы, придавали
сценич. рельефу многообразие, в изобилии применяя пратикабли и различные
архит, формы. В изобразит, решениях мейнингенцев сказалось влияние нем.
ист. живописи 19 в. (П. фон Корнелиуса, В. Каульбаха и др.).



В кон. 1870-х гг. с критикой идеализированных,
самоцельно-феерич. декораций выступил Э. Золя, призвавший к "точному воспроизведению
социальной среды" (его последователями в сценич. натурализме были
режиссёры А. Антуан во Франции и О. Брам в Германии). Борьбу с натурализмом
возглавил театр франц. символизма (художники М. Дени, П. Серюзье,
А. де Тулуз-Лотрек, Э. Вюйяр, объединившиеся вокруг режиссёров П. Фора
и О. М. Люнье-По и создававшие упрощённые, изысканно-стилизованные декорации,
по образному строю близкие иск-ву "модерна").



Последняя четверть 19 в.- эпоха расцвета
рус. Т.-д. и. В. Д. Поленов, В. М. Васнецов, К. А. Коровин, В. А. Серов,
М. А. Врубель утверждали в Т.-д. и. принципы целостной поэтич. трактовки
спектакля, используя композиц. приёмы станковой живописи. Огромное влияние
на мировое Т.-д. и. оказала реалистич. реформа Московского Художественного
академического театра
(индивидуализированное оформление каждой постановки,
психологич. "жизненность" обстановки, расширение планировочных возможностей
и органич. их связь с игрой актёра). Высокая живописная культура, тончайшее
умение передать стиль и характер иск-ва различных эпох были свойственны
мастерам Т.-д. и., принадлежавшим к группировке "Мир искусства" (А. H.
Бенуа, Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, H. К. Рерих и др.); участвуя в организованных
С. П. Дягилевым гастролях рус. оперы и балета в Париже (т. н. Русские
сезоны,
за границей, с 1907), эти мастера вывели рус. Т.-д. и. на мировую
арену. Большое значение для рус. Т.-д. и. имело также творчество А. Я.
Головина, добивавшегося особой, парадной декоративности образных решений.



М. А. Шишков. Эскиз декорации к трагедии
"Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого. 1867.



Режиссёры А. Аппиа в Швейцарии и
Г. Крэг в Великобритании выдвинули в нач. 20 в. идею "философского театра"
с абстрагированными вневременными декорациями, в к-рых видоизменение монументальных
стереометрич. форм (кубы, площадки, ступени) достигалось бы светом (принципами
"философского театра" руководствовались польск. писатель, художник и декоратор
С. Выспяньский, немецкий режиссёр Г. Фукс). Нем. режиссёр М. Рейнхардт
совместно с художниками (Э. Мунк, Э. Орлик, Э. Стерн и др.) разработал
разнообразные приёмы оформления: от почти иллюзионистических объёмных декораций,
трансформируемых с помощью вращающегося сценич. круга (введён в
1896), до обобщённых неподвижных установок, от оформления "в сукнах" до
грандиозных массовых зрелищ на арене цирка. В России В. Э. Мейерхольд,
разрабатывая принципы "условного театра", ввёл (совм. с художниками Головиным
и H. H. Сапуновым) приёмы художеств, стилизации, повлиявшие на становление
сценич. конструктивизма.



В 1910-х гг. в Т.-д. и. проникли
приёмы кубизма и футуризма (А. А. Экстер, А. А. Веснин в
России, работы П. Пикассо, А. Матисса, Ж. Брака для Русских сезонов за
границей), утверждавшие самоценную "театральность", "диктаторскую"
роль художника в театре, ограничивавшие свободу актёрской игры. В 1920-х
гг. в Т.-д. и. (особенно в Германии) активно проявились тенденции
экспрессионизма; сдвиги и скосы плоскостей, кричащие контрасты светотени,
деформации изображаемых предметов создавали мир болезненных видений.
Пытаясь воспроизвести на сцене "динамизм" современного города, многие
мастера станковой живописи, обращавшиеся к Т.. и. (Дж.
Северини, Э. Прамполини в Италии, Ф. Леже во Франции), нередко
замыкались в кругу самодовлеющих формальных экспериментов.



В целом в Т.-д. и. 20 в. необычайно
обогатилась сценич. техника: используются синтетич. материалы, люминесцентные
краски, коллажи, фото- и кинопроекции, системы зеркал, сложнейшие
световые партитуры и т. д. В 1960-е гг. большое внимание почти повсеместно
уделялось "внесценной" декорации, сцене-арене (в СССР разрабатывавшейся
ещё с кон. 1920-х гг. Мейерхольдом и H. П. Охлопковым). 1970-е гг.
характеризуются всё более интенсивным применением мотивов<, навеянных
нар. иск-вом (обрядовых масок-гримов, костюмов марионеток, кукол, иногда
достигающих гигантских размеров и становящихся органич. частью декорации).
Однако стремление создать на драматургич. канве независимое сценич. произв.,
во многом являющееся свободной фантазией режиссёра или художника-декоратора,
приводит многих мастеров Т.-д. и. к разрушению целостного театрального
образа. Этим тенденциям, усугубляемым влиянием сюрреализма, абстрактного
искусства, "попарта"
и др. модернистских течений, противостоит практика
прогрессивных режиссёров и мастеров Т.-д. и., стремящихся хранить и развивать
традиции социально заострённого реалистич. иск-ва. Среди крупнейших мастеров
западноевроп. Т.-д. и. 20 в.- Л. Дамиани, Дж. Де Кирико, В. Колоссанти,
Э. Лудзатти в Италии; Р. Аллио, К. Берар, Э. Бертен, М. Детома, М. Кассандр,
П. Колен, Ж. Д. Малькле, Т. Ноэль, М. Рафаэлли во Франции; С. Битон, Э.
Годвин, О. Массель, Могли (группа художниц -О. и М. Харрнс и Э. Монтгомери)
в Великобритании; Б. Аронсон, М. Горелик, Дж. Милцинер, Д. Онслагер,
С. Федорович в США; Кисаку Ито, Такада Исиро, Канамори Каору в Японии.



Октябрьская революция 1917 создала
предпосылки для расцвета многонац. сов. Т.-д. и., в ходе развития к-рого
утвердились функции художника-постановщика как одного из соавторов спектакля
и понимание Т.-д. и. как изобразительной режиссуры. В 1920-е гг. эти принципы
развивались в борьбе различных направлений. В работах Бенуа, Головина,
Б. М. Кустодиева, H. П. Крымова, В. А. Симова, Ф. Ф. Федоровского воплощались
традиции живописной декорации, в произв. Веснина, Л. М. Лисицкого, Л. С.
Поповой, А. М. Родченко, бр. Стенберг, В. Ф. Степановой - методы конструктивизма.
В ряде работ 1920-х гг. (напр., у И. М. Рабиновича) самодовлеющий техницизм
конструктивистских декораций успешно преодолевался. В 1930-е гг., когда
в Т.-д. и. окончательно утвердился метод социалистического реализма,
объёмно-пространственные декорации обогатились использованием живописи,
и зрительный образ спектакля обрёл поэтич. и психологич. насыщенность (H.
П. Акимов, H. И. Альтман, М. П. Бобышов, Б. И. Волков, В. В. Дмитриев,
В. Ф. Рындин, А. Г. Тышлер, H. А. Шифрин). Ценный вклад внесли в сов. Т.-д.
и. и мастера станковой живописи (П. В. Вильяме, П. П. Кончаловский, Ю.
И. Пименов, К. Ф. Юон). С 1950-х гг. поиски яркой сценич. формы (обобщённой,
но не отвлечённой, органически сочетающей конструктивное и живописное начала)
отличало и лучшие работы А. Ф. Босулаева, А. П. Васильева, С. Б. Вирсаладзе,
H. H. Золотарёва, М. И. Курилко-Рюмина, А. Ф. Лушина, Э. Г. Стенберга,
И. Г. Сумбаташвили, В. Г. Шапорина, С. М. Юнович. Увлечения стилизованными
формами нар. иск-ва, примитивом, внешней нарядной театральностью, проявившиеся
в сов. Т.-д. и. 1960-х гг., сменились поисками оформительских решений,
структура к-рых подчинена внутр. логике сценич. действия, раскрывает свою
образную сущность в самом процессе игры актёров. Наряду с мастерами старших
поколений успешно выступают молодые художники (Д. Л. Боровский-Бродский,
Э. С. Кочергин, В. Я. Левенталь в РСФСР, О. Кочакидзе, А. H. Словинский,
Ю. Чикваидзе в Груз. ССР, В. Мазурас, Я. Малинаускайте в Литов. ССР, Г.
Земгал в Латв. ССР и др.). В Т.-д. и. сов. республик ведущую роль
сыграли Ф. Ф. Нирод, А. Г. Петрицкий, А. В. Хвостенко-Хвостов на Украине,
П. В. Масленников, Е. Д. Николаев в Белоруссии, И. Гамрекели, С. Кобуладзе,
П. Лапиашвили в Грузии, М. Арутчян, М. Сарьян в Армении, Р. Мустафаев,
H. Фатуллаев в Азербайджане, М. Мусаев в Узбекистане, И. Бальхозин в Казахстане,
X. Алабердыев в Туркмении, А. В. Арефьев в Киргизии, И. Суркявичюс, Л.
Труйкис в Литве, М. Ф. Китаев, А. Лапинь, О. Скулме в Латвии, М.-Л. Кюла,
Э. Рентер, В. Хаас в Эстонии.



А. Г. Т ы ш л е р. Макет декорации
к спектаклю "Ричард III" В. Шекспира (Большой драматический театр им. А.
М. Горького в Ленинграде). 1935.



Плодотворно развивается Т.-д. и.
других социалистич. стран (особенно сценография Чехословакии - Л. Виходил,
В. Гофман, И. Свобода, Ф. Троёстер). Известность завоевали А. Ахрянов,И.
Милев, М. Михайлов, С. Савов, А. Стойчев в Болгарии, О. Аксер, В. Дашевский,
Я. Косиньский, А. Стопка, К. Фрыч, Ю. Шайна в Польше, П. Бортновский, А.
Брэтэшану, Д. Немтяну в Румынии, И. Коос, Б. И. Копеши в Венгрии, К. фон
Аппен, X. Загерт, Г. Кильгер, К. Неер, Т. Отто, П. Пиловски в ГДР, Л. Бабич,
М. Денич, В. Маренич, Д. Ристич, М. Сербан, Д. Соколич в Югославии.



Илл. см. на вклейках, табл. XXVI,
XXVII (стр. 352-353).



Лит.: Сырки на Ф. Я., Русское
театрально-декорационное искусство второй половины XIX века, М., 1956;
Пожарская М. H., Русское театрально-декорационное искусство конца XIX -
начала XX века, М., 1970; Всесоюзная выставка работ художников театра,
кино, телевидения, Москва, 1967. [Каталог], М., 1972; Давыдова М. В., Очерки
истории русского театрально-декорационного искусства XVIII - начала XX
в., М., 1974; Z и с k е r P., Die Theaterdekoration des Klassizismus, В.,
1925; его же, Die Theaterdekoration des Barock, В., 1925; Hainaux P. Y.-B.,
Le decor de theatre dans le monde depuis 1935, Brux.- P., 1956; его же,
Le decor de theatre dans le monde depuis 1950, Brux.- P., 1964j Le lieu
theatrala la Renaissance, P., 196д; Le decor de theatre dans le monde
depuis 1960, Brux. -P., 1973; Buhnenformen, Buhnenraume,
Buhnendekorationen, В., 1974; В a b 1 e t D., Les revolutions sceniques
du XX siecle, P., 1975. М. H. Пожарская.



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я