ТЕЙХМЮЛЛЕР
(Teichimiller)
Густав
(19.11.1832, Брауншвейг,- 22.5.1888, Дерпт, ныне Тарту), философ-идеалист.
Ученик Ф. А. Тренделенбурга. Проф в Гёттингене (1867), Базеле (1868)
и с 1871 в Дерпте (Тарту). Филос. взгляды Т. сложились под определяющим
влиянием Г. Лейбница через посредство Р. Г. Лотце и И. Ф.
Гербарта. В целом учение Т. представляет собой своеобразный вариант
христ. персонализма, противостоящий как позитивизму и эволюционизму,
так и традиц. платонизму. По Т., сущность бытия - личное "субстанциальное
Я", открывающееся в самосознании, но действующее и бессознательно. С позиций
идеалистич. телеологии выступал против дарвинизма,< обвиняя
его в абсолютизации случайности и непрерывности. Значит, часть работ Т.
посвящена истории филос. понятий. Оказал влияние на Ф. Ницше, в
России-на А. А. Козлова, Е. А. Боброва
и др.
С о ч.: Aristotelische Forschungen,
Bd 1 - 3. Nachdruck, Aalen, 1964; Studien zur Geschichte der Begriffe,
Nachdruck, Hildesheim, 1966; Neue Studien zur Geschichte der Begriffe,
Bd 1 - 3, Nachdruck, Hildesheim, 1965; Die wirkliche und die scheinbare
Welt, Breslau, 1882; Die Religionsphilosophie, Breslau, 1886; в рус. пер.-
Дарвинизм и философия. Юрьев, 1894; Бессмертие души.... Юрьев 1895.
Лит.: Козлов А., Г. Тейхмюллер,
"Вопросы философии и психологии", 1894, кн. 24 -25; Szylkarsky W., Teichmiillers
philosophische Entwicklungsgang, Kaunas, 1938; Tennmann E., Gustav Teichmiillers
Philosophie des Christentums, Tartu, 1931
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я