ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН
(Teilhard
de Chardin) Пьер (1.5.1881, Сарсена, близ г. Клермон-Ферран,- 10.4.1955,
НьюЙорк), французский учёный-палеонтолог, философ, теолог, чл. Парижской
АН (1950). Учился в коллеже иезуитов с 1899. В 1920-23 проф. Католич.
ин-та в Париже. Несоответствие взглядов Т. офиц. доктрине католицизма стало
причиной отстранения его от преподават. деятельности и долговрем. запрета
публикаций его филос. работ. В 1923-46 жил в Китае. Вёл геологич., палеонтологич.
и археологич. исследования в Китае, Индии, Бирме, на Яве и др.
Т.- один из первооткрывателей синантропа.
Опираясь
на достижения совр. науки, он пытался создать цельное мировоззрение, т.
н. научную феноменологию, в к-рой должна быть снята противоположность между
наукой и религией. Гл. методологич. принцип Т.- идея эволюции, получившая
у него телеологич. истолкование. Эволюцию Вселенной (космогенез) он
изображает как ряд этапов усложнения единой субстанции - "Ткани Универсума",
являющейся модификацией особой радиальной энергии, к-рая имеет психич.
природу. Конечной целью и вместе с тем регулятором космогенеза является
"пункт Омега" - духовный центр, к-рый воздействует на ход вещей посредством
радиальной энергии, выступающей как форма божеств, благодати. Ключ к пониманию
эволюции Вселенной Т. видит в "феномене человека". Человек -вершина эволюции,
направленной в будущее. Преобразуя материю, человек включается в творчество
эволюции. История человечества, по Т.,- завершающий этап космогенеза, её
предпосылкой является "персонализация", возникновение личности и мысли
и образование ноосферы (идеальной,< духовной оболочки Земли).
Дальнейшее совершенствование эволюции, по Т., возможно только на коллективной
основе. Технич. прогресс и развитие экономики - необходимые условия этого
процесса, но решающую роль должен сыграть духовный фактор. Религия, обосновывающая
мораль, должна, объединившись с наукой, обновить толкование своих принципов
и стать религией действия. Т. о., Т. разрабатывал христ. вариант эволюционистской
этики. Доктрина Т. крайне противоречива. Его христ. эволюционизм во многих
пунктах оказывается разновидностью пантеизма. Оптимизм, гуманизм
и коллективизм тейярдизма отличают его от господств, течений совр. бурж.
философии. Жизнеутверждающий пафос философии Т. создал ему значит, авторитет
среди совр. католич. интеллигенции. Сторонники Т. оказывают активное влияние
на обновление офиц. доктрины католицизма.
С о ч.: CEuvres, t. 1-9, P., 1955
- 65; Hymne de 1'Univers, P., 1961; Blondel et Teilhard de Chardin. Correspondance,
P., 1965; Lettres intimes..., P., 1972; в рус. пер.- Феномен человека,
М., 1965.
Лит.: Левада Ю. А., "Феномен
Тейяра" и споры вокруг него, "Вопросы философии", 1962, №1;3еньковский
В. В., Основы христианской философии, т. 2, Париж, 1964; Плужански и Т.,
Некоторые черты воззрений Тейяра де Шардена, в сб.: От Эразма Роттердамского
до Бертрана Рассела, М., 1969; Современная буржуазная философия, М., 1972,
гл. 16; G и ё п о t С., Pierre Teilhard de Chardin. Les grandes
etapes de son evolution, P., [1962]; его же, Ce que Teilhard a vraiment
dit, P., 1972; H e п gstenberg H.-E., Mensch und Materie, Zur Problematik
Teilhard de Chardins, Stuttg., 1965; Pituzariski Т., Marksizm a fenomen
Teilhard, [Warsz.], 1967 (лит.); P о 1 g a r L., Internationale Teilhard-Bibliographie.
1955-1965, Freiburg-Munch., 1965; P о u 1 i п D., Teilnard de Chardin.
Essai de bibliographie (1955-66), Quebeck, 1966; Baudry G.-H., Pierre Teilhard
de Chardin. Bibliographie (1881-1972), Lille, 1972. В.М.Пасика.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я