ТЕККЕРЕЙ

ТЕККЕРЕЙ (Thackeray) Уильям
Мейкпис (18.7.1811, Калькутта,- 24.12.1864, Лондон), английский
писатель. Крупнейший представитель "блестящей плеяды" англ, романистов
19 в. (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 10,
с. 648). Род. в семье богатого колон, чиновника. В 1829-30 учился
в Кембриджском ун-те; много путешествовал. Работал журналистом (в т. ч.
в журн. "Панч"), талантливый художник-карикатурист.


У. Теккерей. "Ярмарка тщеславия".
Титульный лист. Рис. У. Теккерея (1883).


У. Теккерей.


Разнообразное в жанровом отношении
(романы, комические повести, юморески, сказки, пародии, очерки, баллады
и др.) творчество Т. едино в своей идейно-художественной направленности.
Среди лучших произведений Т.- "Записки Желтоплюша" (1840), повесть "Кэтрин"
(1840), цикл пародий "Романы знаменитостей" (1847), романы "Книга снобов"
(1847), "Ярмарка тщеславия" (1848), "Пенденнис" (1850), "История Генри
Эсмонда" (1852), "Ньюкомы" (1855), "Виргинцы" (1857). Замечательными образцами
английской прозы являются литературно-критические очерки Т. ("Английские
юмористы XVIII века", 1853), его письма.


Понимание социально-историч. закономерностей,
критика викторианской буржуазной эпохи соединяются у Т. с представлением
о жизни как о вечном "маскараде существования"; в истории он видит трагикомич.
гротеск, движение по замкнутому кругу (письмо к матери от 10 марта 1848).
В своих филос. воззрениях Т. был близок к М. Монтеню, Д. Юму.


Т. создал новый тип сатирико-юмористич.
романа, в к-ром, опираясь на традиции европ. лит-ры (Аристофан, Петроний,
Ф. Рабле, Сервантес, Дж. Свифт, Г. Филдинг, Л. Стерн, В. Скотт и др.),
соединил путём особых "игровых" приёмов жизнеподобные формы отражения действительности
с целой системой художеств, условностей, восходящих к нар. иск-ву
(мотивы мифологич., сказочные, басенные, из англ, "рождественской пантомимы"),
тем самым значительно расширив возможности социальной сатиры, углубив реализм
изображения. Гротескно-сатирич. образы Т. (Желтоплюш, Барри Лин дон, Бекки
Шарп, маркиз Стайн, Варне Ньюком), раскрывающие глубину отчуждения
человека в классовом обществе, выступают как социально обусловленные и
одновременно "вечные" типы. В обрисовке их Т. прибегал к символике, иронич.
подтексту, алогизму, пародийной стилизации и т. п. Особое внимание он уделяет
разработке образа автора-рассказчика, выступающего под масками-псевдонимами
(Айки Соломоне, Микель Анджело Титмарш, Пендиннис). В России творчество
Т., поддержанное революц.-демократич. критикой, пользовалось широкой известностью
в нач. 50-х гг. 19 в.


Соч.: The works, v. 1-26, N. Y.-
L., 1910 - 11; The letters and private papers. Collected and ed. by G.
N. Ray, v. 1 - 4, Camb. (Mass.), 1946; в рус. пер.- Собр. соч., т. 1 -
12, СПБ, 1894 - 95; Собр. соч. в 12 тт., т. 1-3, М., 1974-75-.


Лит.: История английской литературы,
т. 2, в. 2, М., 1955; Алексеев М. П., Из истории английской литературы,
М., 1960; Ивашева В. В., Теккерей-сатирик, М., 1958; Ray G. N.. Thackeray,
v. 1-2, L., 1955-58; Loofbourow J., Thackeray and the form of fiction,
Princeton (N. J.), 1964; Flamm D., Thackeray's critics, Chapel Hill, [1967];
McMaster Ju., Thackeray: the major novels, Toronto, [1971]; Pantuckova
L., W. М. Thackeray as a critic of literature, Brno, 1972.В. С. Вахрушев.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я