ТЕЛЕВИДЕНИЕ
(от теле...
и
слова видение), область науки, техники и культуры, связанная с передачей
зрительной информации (подвижных изображений) на расстояние радиоэлектронными
средствами; собственно способ такой передачи. Наряду с радиовещанием
Т.-одно
из наиболее массовых средств распространения информации (политической,
культурной, научно-познавательной, учебной одно из осн. средств связи,
используемое в науч., организац., технич. и др. прикладных целях (напр.,
в системах диспетчеризации и контроля в пром-сти и на транспорте,
в космич. и ядерных исследованиях, в воен. деле и т. д.).
Основные принципы< телевидения
и их техническая реализация. Конечным (приёмным) звеном телевиз.
передачи служит человеческий глаз, поэтому телевиз. системы строятся
с учётом особенностей зрения. Реальный мир воспринимается человеком
визуально в цветах, предметы - рельефными, расположенными в объёме нек-poro
пространства, а события - в динамике, движении; следовательно, идеальная
телевиз. система должна обеспечивать возможность воспроизводить эти свойства
материального мира. В совр. Т. задачи передачи движения и цвета успешно
решены (и технически, и практически). На стадии испытаний находятся
телевиз. системы, способные воспроизводить рельефность предметов и глубину
пространства (см. Стереоскопическое телевидение).
Для телевиз. передачи изображений
необходимо осуществить 3 процесса: преобразование света, испускаемого объектом
передачи или отражаемого им, в электрич. сигналы; передачу электрич. сигналов
по каналам связи и их приём; обратное преобразование электрич.
сигналов
в световые импульсы, воссоздающиеоптич, изображение объекта. Принципиальная
основа для реализации этих процессов была заложена в трудах У. Смита (США),
открывшего (1873) внутр. фотоэффект, А. Г. Столетова,
установившего
(1888) осн. закономерности внеш. фотоэффекта; А. С. Попова -
изобретателя радиосвязи (1895); Б. Л. Розинга, разработавшего
(1907) систему "катодной телескопии" (при к-рой для воспроизведения
изображений использовалась электроннолучевая трубка) и осуществившего
(1911) первую в мире телевиз. передачу (в лабораторных условиях)
по такой системе. Однако чтобы довести Т. до стадии практич. применения,
необходимо было решить множество др. сложных вопросов.
Рассматривая предметы непосредственно,
Если координаты x и у каждого
Закон развёртки определяется назначением
Исторически Т. развивалось начиная
Обобщённая структурная схема телевизионной
В цветном телевидении, кроме
Классификацию систем Т. производят
За годы пракгич. использования Т.
Перспективы развития Т. связаны с
Лит.: Лазарев П. П., Очерки
Телевизионное вещание - одно из массовых
В СССР телевиз. вещанием охвачена
В С С С Р опыты по передаче изображения
С 1 окт. 1931 малострочные телепередачи
В нач. 30-х гг. при Моск. радиотрансляционном
Качественно новый этап в развитии
Регулярное электронное Т. в Москве
С переходом на электронную систему
В 60-е гг. сложилась система информационно-публицистич.
КПСС и Сов. правительство уделяют
В 1970 Комитет по радиовещанию и
В систему сов. Т. входят Центральное,
Республиканское и местное (краевое,
Подготовку и выпуск телевиз. программ
За рубежом регулярные телепередачи
Распределение телевизоров по отд.
В др. социалистич. странах Т. является
В развитых капиталист и ч. странах
В развивающихся странах Т., как правило,
Технич., программными и юридич. аспектами
Лит.: Ленин В. И., Поли. собр.
можно различать очень мелкие детали (в соответствии с разрешающей способностью
глаза). Поэтому формально можно считать оптич. изображение, проецируемое
на сетчатку глаза, состоящим из т разрешимых деталей (элементов).
Каждый такой элемент можно охарактеризовать яркостью В, цветностью
(т. н. цветовым тоном X и чистотой цвета р) и геометрич. местом
(координатами x, у), т. е. -описать многомерной функцией fi (В,А,
р, x, у}; всё изображение описывается функцией
Это справедливо и для Т., где оптич.
изображение объекта передачи проецируется (оптич. системой) на светочувствит.
элемент передающей телевизионной трубки; число т в этом случае
определяется разрешающей способностью трубки и размерами телевиз. кадра.
Практически
число т ограничивается технич. возможностями системы и её назначением
и, напр, в вещательном Т. СССР, составляет ок. 500 тыс. элементов (в 1
кадре).
элемента известны, для воспроизведения состояния элемента требуется передача
трёх его параметров В, X и р, для чего необходимы три канала связи, а для
воспроизведения всего изображения - Зт каналов (в случае стереотелевидения
число каналов ещё удваивается, т. к. требуется передача изображений отдельно
для левого и правого глаза). Отсюда очевидно, что одноврем. передача
всех элементов изображения практически невозможна. Поэтому в Т. принят
принцип последоват. передачи изображений (поочерёдно - элемент за элементом),
предложенный португ. учёным А. ди Пайва (1878) и независимо от него
П. И. Бахметьевым (1880). Возможность такой передачи основывается
на свойстве человеческого зрения воспринимать пульсирующий свет как непрерывный,
если частота пульсаций превышает критическую, к-рая зависит от яркости
источника и составляет неск. десятков пульсаций в сек. Процесс последоват.
преобразования элементов изображения в электрич. сигналы при передаче и
обратный процесс при приёме носят назв. развёртки изображения (см.
также Телевизионная развёртка). Эти процессы анализа и синтеза изображения
должны совершаться синхронно и синфазно.
телевиз. системы. Так, напр., в совр. телевиз. вещательной системе принята
линейно-строчная развёртка, при к-рой образующийся кадр изображения имеет
горизонтально-строчную структуру. Для поддержания синфазности развёрток
в конце каждой строки и кадра передаются синхронизирующие импульсы. Тем
самым телевизионная станция управляет развёртками всех телевизоров
в
зоне своего действия. Одно из первых устройств для передачи элементов изображения,
основанное на применении вращающегося диска с отверстиями, было предложено
П. Нипковым (1884). Диск Нипкова применялся в ранних, ещё
несовершенных механических системах Т. Технич. реализация процессов
преобразования и восстановления отич. изображения в совр.
Т.
осуществляется
гл. обр. вакуумными электроннолучевыми трубками. Практич. освоение электронных
систем Т., осн. на использовании таких приборов, относится к кон. 20-х
- 30-м гг. 20 в. и связано с именами В. К. Зворыкина
и Ф. Фарнсуорта
(США), К. Свинтона (Великобритания), В. П. Грабовского, С.
И. Катаева, А. П. Константинова, Б. Л. Розинга, П. В. Тимофеева,
П. В. Шмакова (СССР), а также мн. др. изобретателей.
Среди передающих трубок наиболее распространены
видиконы
(с внутр.
фотоэффектом) и суперортиконы (с внеш. фотоэффектом),
среди приёмных - различные кинескопы.
с передачи только яркостной характеристики каждого элемента изображения.
В чёрно-белом Т. (см. рис.) яркостный сигнал (видеосигнал) на
выходе передающей трубки подвергается усилению и преобразованию (см. Телевизионный
сигнал). Каналом связи служит радиоканал или кабельный канал (см. Телевизионная
передающая сеть). В приёмном устройстве принятые сигналы преобразуются
в однолучевом кинескопе, экран которого покрыт люминофором белого свечения.
системы.
яркостной составляющей, передаётся и информация о цветности каждого элемента.
Поскольку всё многообразие природных цветов можно воспроизвести оптически
из трёх основных - красного, зелёного и синего, взятых в определённых пропорциях,
то телевизионная передающая камера содержит не одну, а три трубки-для
создания яркостного сигнала и сигналов осн. цветов. Все эти сигналы при
передаче (на телецентре) подвергаются кодированию, а при приёме
(в телевиз. приёмнике) - декодированию. Цветной кинескоп
- трёхлучевой, с мозаичным (образованным люминофорами красного, зелёного
и синего свечения) экраном.
чаще всего по след. осн. признакам: по качеств, признаку - чёрно-белые
(монохромные), цветные, стереомонохромные и стереоцветные; по форме
представления сигналов (видеоинформации)-аналоговые и дискретные
(цифровые); по частотному спектру канала связи -широкополосные (с
полосой
пропускания, равной полосе вещат. канала или больше её)
и узкополосные
(с полосой меньше полосы вещат. канала). Нек-рые из указанных систем
могут, в свою очередь, подразделяться по частным признакам, напр, по способу
развёртки изображений или по очерёдности передачи той или иной информации.
прочно вошло в жизнь людей. Наибольшее распространение оно получило как
телевизионное вещание. Телевизионную аппаратуру применяют при решении
разнообразнейших задач в науке, медицине, в различных отраслях нар.
х-ва
(см. Промышленное телевидение, Подводное телевидение, Проекционное телевидение,
Замкнутая телевизионная система). В 1962 появилось (в СССР) космическое
Т. (см. Космовидение), средства которого действенно используются
в экспериментах по изучению и освоению космоса. В ближний космос запускаются
искусств, спутники Земли и орбитальные станции, требующие телевиз. обслуживания.
Т. сделало доступной изучению невидимую с Земли сторону Луны. Проведён
уникальный эксперимент по управлению автоматич. космич. станциями "Луноход-1"
и "Луноход-2" на расстоянии ок. 400 тыс. км (см. Лунный самоходный
аппарат) при помощи телевизионной аппаратуры. Сделаны фототелевиз.
снимки Луны и ряда планет - Меркурия, Венеры, Марса и Юпитера. Яркий
пример использования Т. в космосе - космич. полёт по программе ЭПАС
(июль
1975), потребовавший организации сложной телевиз. связи между двумя
континентами и с космическими кораблями. Потребность в Т. в свою очередь
вызывает необходимость совершенствования Т., использования его новых качеств.
внедрением в практику Т. кассетного кино, стереоскопического Т.,
с разработкой систем стереоцветного Т. и многоракурсного Т. (допускающего
боковой обзор воспроизводимого объёмного изображения), с использованием
в Т. методов голографии.
истории русской науки, М.- Л., 1950; Справочник по телевизионной технике,
пер. с англ., т. 1-2, М.- Л., 1962; Телевидение, под ред. П. В. Шмакова,
3 изд., М., 1970; Ш у м их и н Ю. А., Телевидение в науке п технике, М.,
1970; Телевизионная техника, М., 1971; Казиник М. Л., Макеев Г. М., Сафрошин
H. А., Основы телевидения, 3 изд., М., 1973; Брацлавец П. Ф., Росселевич
И. А., Хромов Л. И., Космическое телевидение, 2 изд., М., 1973; Самойлов
В. Ф., Хромой Б. П., Телевидение, М., 1975; H о в а к о вс к и и С. В.,
Цветное телевидение, М., 1975. Я. В. Шмаков.
средств информации и пропаганды, воспитания, просвещения, организации досуга
населения. В СССР и др. социалистич. странах Т. освещает деятельность коммунистич.
и рабочих партий, гос. органов, участие трудящихся в коммунистич. и социалистич.
строительстве, раскрывает особенности социалистич. образа жизни, служит
формированию общественного мнения, идейному, нравственному и эстетич. воспитанию
масс, ведёт пропаганду миролюбивой внешней политики. Сов. Т. как действенное
средство коммунистич. воспитания трудящихся занимает важное место в системе
идеологич. работы КПСС, является всенародной трибуной, с к-рой выступают
передовые рабочие и колхозники, специалисты нар. х-ва, гос. и партийные
работники, учёные, деятели лит-ры, иск-ва и др.
территория, на к-рой проживает большинство населения страны. Через междунар.
телевиз. системы программы сов. Т. принимаются в социалистич. странах и
мн. др. гос-вах.
на расстояние начались в первые годы Сов. власти. Большое значение перспективам
развития и практич. применения Т. придавал В. И. Ленин. Получив 18 апр.
1921 сообщение о создании в Нижегородской радиолаборатории прибора, позволяющего
"видеть на экране подвижное изображение", Ленин просил оказать содействие
в усовершенствовании этого прибора и информировать о результатах дальнейших
опытов. В 1930 в лаборатории Т. Всесоюзного электротехнич. ин-та под рук.
П. В. Шмакова была разработана механич. система, дававшая изображение с
разложением на 30 строк.
неподвижных изображений стали регулярными; начались передачи механич. Т.
в Ленинграде, Одессе, Киеве, Харькове, H. Новгороде, Смоленске, Томске.
В 1932 осуществлена первая передача движущегося изображения (телекино),
в 1934 - со звуковым сопровождением.
узле был создан спец. творческий сектор Т. Среди первых опытных передач
малострочного Т. значит, место занимали общественно-политические, спец.
кинофильмы для Т. (о праздновании 1 Мая, 15-летия Окт. революции 1917,
пуске Днепрогэса и др.). В передачах участвовали М. И. Калинин,
Г. К. Орджоникидзе, H. В. Крыленко, H. А. Семашко; А. Г. Стаханов, В. П.
Чкалов, С. С. Прокофьев, И. М. Москвин, В. И. Качалов и др.; показывались
спец. мультфильмы, отрывки из пьес, концерты. В 1936 проведено 300 телепередач
общим объёмом ок. 200 ч.
Т. наступил в кон. 30-х гг. с переходом от малострочного механического
Т. к электронному. Экспериментальные передачи электронного Т. осуществлены
в 1938 телецентрами Москвы и Ленинграда. С переходом на электронную систему
намного улучшилось качество изображения, расширились творческие возможности
Т., появились условия для создания массового телевещания. Основное содержание
составляли художеств, программы: кинофильмы, концерты, театр, спектакли.
В 1938 по Ленинградскому телевидению были показаны первый телеспектакль
и первая тематич. передача (о 20-летии ВЛКСМ).
и Ленинграде началось в 1939. 10 марта 1939 в Москве был показан по телевидению
фильм об открытии 18-го съезда ВКП(о) (снятый по заказу Т. "Союзкинохроникой").
В нояб. 1939 состоялась первая крупная общественно-политич. передача (о
20-летии 1-й Конной армии).
намного улучшилось качество изображения, расширились творческие
возможности Т., появились условия для создания массового телевещания. По
телевидению стали показывать кинофильмы, концерты, театр, спектакли
и телеспектакли. В 1940 поступили в продажу электронные телевизоры 17-Т-1
(с небольшим экраном, но чётким изображением). В годы Великой
Отечеств, войны 1941-45 Т. в СССР, как и в др. странах, не функционировало.
Первая послевоен. передача проведена 7 мая 1945; 15 дек. 1945 Моск. телецентр
первым в Европе возобновил регулярное вещание (2 раза в неделю); в 1947
начал работать Ленинградский телецентр. В 1949 закончилась реконструкция
Моск. телецентра (передачи со стандартом чёткости 625 строк). С кон. 40-х
гг. налажено массовое производство телевизоров "Москвич Т-1", "Ленинград
Т-2", "КВН-49". С кон. 1946 стали регулярно передавать художеств, и хроникальные
кинофильмы. В 1948 введено в эксплуатацию внестудийное вещание; первая
внестудийная передача - трансляция футбольного матча - проведена в 1949.
Использование внестудийной техники значительно расширило возможности Т.
В 1951 создана Центральная студия Т., позволившая осуществлять ежедневное
телевещание в Москве, расширить объём документальных, общественно-политич.,
публицистич. передач. В 1954 на Центральной студии Т. созданы редакции
(отделы) пропаганды, пром-сти, с. х-ва, науки, спорта. Ведущей формой документального
вещания стали репортажи с заводов, строек, из совхозов, колхозов и т. д.
В 1954 в Москве проведены первые экспериментальные передачи цветного Т.
В февр. 1956 началось вещание по 2-й программе Центр, студии Т., сов. Т.
стало многопрограммным. 1 мая 1956 впервые проведена прямая трансляция
парада и праздничной демонстрации на Красной площади в Москве. Широко освещался
по Т. Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в Москве (1957). Стали регулярными
информационные передачи о жизни страны и событиях за рубежом, показ снятых
на плёнку театр, спектаклей (первый - фильм-спектакль Малого театра "Правда
хорошо, а счастье лучше", 1951). В 1957 образован Комитет по радиовещанию
и телевидению при Сов. Мин. СССР. К кон. 50-х гг. Т. стало общесоюзным.
В 1960 действовало 103 студии Т. и ретранслятора, среднесуточный объём
вещания - 276,5 ч. С 1961 СССР - член междунар. орг-ции Интервидение.
В
1962 передачей репортажа с борта космич. кораблей "Восток-3" и "Восток-4"
положено начало космич. Т. В 1965 организована 3-я уч. программа Центр.
Т., осуществлён обмен телепрограммами между Москвой и Владивостоком (при
помощи искусств, спутника "Молния-1"). В 1966 проведена первая
передача цветной телепрограммы из Парижа в Москву, с 1967 передачи цветного
Т. стали регулярными.
телевещания: ежедневные выпуски "Телевизионных новостей" (с 1960), программа
"Время" (с 1968), цикловые тематич. передачи. В 1961 на киностудии "Мосфильм"
создано творческое объединение "Телефильм". В 1965 показан первый многосерийный
художеств, телефильм "Вызываем огонь на себя". С 1966 регулярно
проводятся всесоюзные фестивали телефильмов (первый - в Киеве). Дальнейшему
развитию Т. способствовал ввод в строй Телевизионного технического центра
им.
50-летия Октября в Москве (1967-70). Значит, достижение кинодокументалистики
- многосерийный документальный телефильм "Летопись полувека", посвящённый
50-летию Окт. революции 1917. Творческие возможности телевидения широко
использованы при подготовке циклов "В. И. Ленин. Хроника жизни и деятельности"
(ок. 40 художеств, и документальных кино- и телефильмов), "По Ленинским
местам" (1969-70) и др.
постоянное внимание развитию Т., росту его материально-технич. базы, повышению
идейного и художественного уровня вещания, роли его в деле формирования
коммунистич. мировоззрения, в идеологич. борьбе с миром капитализма, в
воспитании у сов. людей нового, коммунистич. отношения к труду. В постановлении
ЦК КПСС "О дальнейшем развитии советского телевидения" (янв. I960) отмечена
возрастающая роль Т. в идеологич. работе партии, в политич. и культурном
воспитании масс, названы конкретные мероприятия по дальнейшему совершенствованию
телевещания. Важная роль Т. в системе воспитат. работы партии, гос-ва и
обществ, организаций подчёркнута в Программе КПСС.
телевидению при Сов. Мин. СССР преобразован в союзно-республиканский
Гос. комитет Сов. Мин. СССР по телевидению и радиовещанию.
республиканское и местное (краевое, областное) телевещание. Центр.
Т. ведёт вещание по 6 программам, две из к-рых предназначены для отдалённых
районов страны. 1-я программа - осн. общесоюзная информационная, общественно-политич.,
художеств. и познавательная. Среднесуточный объём вещания 13 ч. Включает
передачи, освещающие важнейшие события политич., экономич., культурной
жизни СССР и за рубежом, трансляции праздничных и торжеств, собраний, демонстраций,
митингов трудящихся, правительств, встреч и др. крупных политич. мероприятий,
репортажи из космоса. Осн. передачи: выпуски "Новостей", программа "Время",
передачи "Ленинский университет миллионов", "Дневник соцсоревнования",
"Сельский час", "Подвиг", "Служу Советскому Союзу", "Наука сегодня", "Слово
учёному", "Человек и закон", "Советский Союз глазами зарубежных гостей".
Регулярно
передаются выступления политич. обозревателей; междунар. проблемы освещаются
также в передачах "Содружество", "Междунар. панорама" и др. Популярны познавательные
циклы "Клуб кинопутешествий", "В мире животных", "Очевидное - невероятное",
"Человек. Земля. Вселенная", "Здоровье", "Кинопанорама"; передачи "Беседы
о литературе" и др. Т. ведёт пропаганду различных форм муз. иск-ва, проводит
фестивали сов. песни; совместно с творческими союзами организует авторские
вечера композиторов. Значит, место в программе занимают теле- и кинофильмы,
трансляции театр. и телеспектаклей, концерты мастеров иск-в, выступления
самодеят. коллективов, эстрадные и юмористич. передачи -"13 стульев", "Голубой
огонёк" и др.; передачи для детей - "Встречи со знатными людьми", "Костёр",
"Будильник", спектакли, мультфильмы; для молодёжи - "Испытай себя" и др.;
трансляции спортивных соревнований. С учётом поясного времени готовится
дубль 1-й программы - программа "Восток" для Узб. ССР, Тадж. ССР, Кирг.
ССР, Турки. ССР, ряда областей Казах. ССР и Урала (передаётся посредством
наземных линий связи; среднесуточный объём 13 ч). Программа "Орбита"
формируется из передач 1-й программы и передаётся по космич. системе связи
в р-ны Сибири, Д. Востока, Крайнего Севера, в ряд областей Казахстана и
Ср. Азии. Среднесуточный объём 19 ч. 2-я программа - информационно-публицистич.
и художественная, принимается в ряде областей Европ. части СССР. Среднесуточный
объём 6 ч. Включает также передачи о тружениках Москвы и Моск. области.
3-я программа - учебная и научно-популярная, состоит из передач для школьников,
уч-ся ср. специальных и проф.-технич. уч. заведений, студентов, специалистов
нар. х-ва. Принимается в ряде областей Европ. части СССР. Среднесуточный
объём 6,2 ч. Передачи для уч-ся (по литературе, географии, истории,
основам сов. законодательства, физике и др. предметам) предназначены
для использования на уроке и для индивидуального просмотра. Ведутся занятия
для студентов-заочников (по философии, истории КПСС, науч. коммунизму,
математике и др.). В программе для системы повышения квалификации
специалистов нар. х-ва циклы по вопросам экономики, науч. организации труда
и управления производством; спец. передачи для учителей, врачей, а также
для самостоятельно изучающих иностранные языки (англ., нем., франц., испанский)
и
готовящихся к поступлению в вуз. В программе участвуют сотрудники АН СССР,
академий союзных республик и отраслевых академий, преподаватели ведущих
вузов, обществ, деятели, писатели, мастера иск-в, педагоги, специалисты
производства. 4-я программа - художественная. Среднесуточный объём
3,5 ч (в основном - повтор художественных передач 1-й программы
),
областное) телевещание ведут (1975) 130 программных телецентров (78 в РСФСР,
52 в др. союзных республиках), общий среднесуточный объём св.
2000
ч.
Программы создаются в основном на местном материале, координируются
по тематике и структуре с программами Центр. Т., дополняя их. Во всех союзных
и автономных республиках наряду с программами Центрального Т. есть программы,
включающие передачи на родном языке. Регулярно готовятся передачи о жизни
республик, краёв и областей для Центр. Т. В столицах союзных республик
и 10 крупных городах (Ленинграде, Волгограде, Свердловске, Новосибирске,
Горьком, Саратове, Челябинске, Петрозаводске, Владивостоке, Перми) ведётся
телевещание по двум и более программам. В Москве, Ленинграде, Киеве, Ташкенте,
Тбилиси, Ереване, Баку, Таллине, Вильнюсе, Риге регулярно транслируются
передачи цветного Т. Средний объём 200 ч в неделю. Приёмо-передающая
сеть Т. насчитывает св. 1800 ретрансляторов, св. 70 тыс. км радиорелейных
линий, ок. 70 приёмных станций космич. системы связи "Орбита". В зоне уверенного
приёма передач на каждые 100 семей в среднем приходится 98 телевизоров.
Всего у населения насчитывается (1975) 60 млн. телевизоров, в том
числе св. 1 млн. цветных.
Центр. Т. осуществляют его Гл. вещательные редакции, Гл. дирекция программ
и Телевизионный технич. центр им. 50-летия Октября; производство телефильмов
- творческие объединения студий Т. (ведущее-"Экран" Гос. комитета Сов.
Мин. СССР по телевидению и радиовещанию) и крупнейшие киностудии
(по заказу Т.). Почта Центр. Т. в 1975 составила ок. 2 млн. писем.
начались в 1936 в Великобритании и Германии, в 1941 в США. Массовое распростр.
в Европе Т. получило в 50-е гг., в развивающихся странах - в 60-е гг.
районам мира (1974): Зап. Европа -88,5 млн. шт. (население 398,4
млн. чел.), Вост. Европа (включая СССР) -63,5 млн. (355,7
млн. чел.), Бл. Восток (включая Сев. Африку) - 3,5 млн. (158,9 млн.
чел.), Азия (включая Японию)- 30,3 млн. (2 млрд. чел.), Австралия
- 4,2 млн. (21,7 млн. чел.), Сев. Америка (включая США) - 106,3 млн. (231
млн. чел.), Лат. Америка - 18,2 млн. (282,1 млн. чел.).
государственным. В целом им охвачено всё население, напр, в ПНР на 1 янв.
1975 насчитывалось 6,1 млн. телевизоров, ГДР - 4,8 млн., ЧССР-3,8 млн.,
СФРЮ - 2,7 млн., ВНР-2,2 млн., СРР - 1,9 млн., НРБ-1,4 млн., на Кубе -
0,6 млн., в МНР -0,003 млн. Т. двухпрограммное, цветные передачи демонстрируются
ежедневно. Еженедельный объём вещания составляет: ПНР - 170, Куба - 130,
ГДР - 120, СРР - 104, ЧССР - 100, ВНР - 95, НРБ и СФРЮ - 70, МНР - 30 ч.
Сотрудничество
между телеорганизациями социалистич. стран (обмен передачами, совместное
производство, координация планов и др.) осуществляется как на двусторонней
основе, так и в рамках Интервидения.
существует как государственное, так и коммерч. Т. Ведущие телеорганизации
(включая коммерческие): Си-Би-Эс (Columbia Broadcasting System), Эн-Би-Си
(National Broadcasting Company), Эй-Би-Си (ABC Television Network) - в
США; Би-Би-Си (British Broadcasting Corporation), Ай-Ти-Ви (Independent
Broadcasting Authority) -в Великобритании; РАИ (Radiotelevisione Ital'iana)
- в Италии; Эн-Эйч-Кей (Nippon Hoso Kyokai) - в Японии; АРД (Arbeitsgemeinschaft
der offentlichrechtlichen Rundfunkanstalten der Bundesrepublik Deutschland),
ЦДФ (Zweites Deutsches Fernsehen) - в ФРГ. Т. работает по двум и более
программам. Еженедельная продолжительность передач при многопрограммном
Т. составляет в среднем 150-200 ч в сутки. Т. используется в интересах
правящих монополистпч. кругов для пропаганды бурж. идеологии. Коммерч.
Т. (существующее на доходы от рекламы и организационно оформленное как
ряд акционерных предприятий) наиболее развито в США, Японии, Великобритании,
Канаде. В США существует св. 700 коммерч. телестанций, большая часть к-рых
на правах филиалов входит в одну из трёх общенациональных программ (или
сетей) - Си-Би-Эс, ЭнБц-Си, Эй-Би-Си. Осн. жанры коммерч. Т.- комедии,
детективы, вестерны, эстрадные шоу; нередки на телеэкране низкопробные
развлечения, сцены насилия и жестокости; значительное место отводится рекламе.
В 1975 в США действовало неск. тысяч кабельных систем ("платные программы"),
к-рые обслуживали до 10 млн. абонентов. В программе популярные серии телепередач,
кинофильмы и спортивные соревнования. В 70-е гг. кабельное Т. начало развиваться
и в европ. странах.
является государственным. Как массовое средство информации, просвещения
и развлечения Т. уступает радиовещанию. Большое значение придаётся учебно-образоват.
функции нац. Т. Телепередачи идут в основном по одной программе в вечернее
время. Практикуются коллективные просмотры в клубах (из-занедостатка телевизоров).
Т. в плане многостороннего междунар. сотрудничества занимаются всемирные
и региональные организации и союзы. Распределение волн находится в ведении
Международного
союза электросвязи. Междунар. обмен телепрограммами осуществляется
через Интервидение, Евровидение; Азиатский союз радиовещания (осн.
в 1964); Африканский союз радио- и телеорганизаций (1962);
Межамериканскую радиовещательную ассоциацию (1946); Арабский союз
электросвязи (1958). Обмен телепередачами с помощью спутников идёт
через "Интерспутник" (1971, междунар. система космич. связи социалистич.
стран) и "Интелсат" (1964, объединяет США, страны Европы и нек-рые
др. страны).
соч., 5 изд., т. 52; КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций
и пленумов ЦК, т. 7 (1955-1959), 8 изд., М., 1971; Вопросы идеологической
работы. Сб. важнейших решений КПСС (1954-1961), М., 1962; Сб. важнейших
решений КПСС (1965-1973), 2 изд., М., 1973; О партийной и советской печати,
радиовещании и телевидении. Сб. документов и материалов, М., 1972; Материалы
XXV съезда КПСС, М., 1976; Ильин Р. H., Изобразительные ресурсы экрана,
М., 1973; Юровский А. Я., Телевидение - поиски и решения, М., 1975; С а
п п а к В. С., Телевидение и мы, М., 1963; Кравченко Л. П., Тайны голубого
экрана, М., 1974; Д е в и с Д., Азбука телевидения, пер. с англ., М., 1962.
С.Г.Лапин.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я