ТЕЛЕВИДЕНИЕ

ТЕЛЕВИДЕНИЕ (от теле...
и
слова видение), область науки, техники и культуры, связанная с передачей
зрительной информации (подвижных изображений) на расстояние радиоэлектронными
средствами; собственно способ такой передачи. Наряду с радиовещанием
Т.-одно
из наиболее массовых средств распространения информации (политической,
культурной, научно-познавательной, учебной одно из осн. средств связи,
используемое в науч., организац., технич. и др. прикладных целях (напр.,
в системах диспетчеризации и контроля в пром-сти и на транспорте,
в космич. и ядерных исследованиях, в воен. деле и т. д.).


Основные принципы< телевидения
и их техническая реализация. Конечным (приёмным) звеном телевиз.
передачи служит человеческий глаз, поэтому телевиз. системы строятся
с учётом особенностей зрения. Реальный мир воспринимается человеком
визуально в цветах, предметы - рельефными, расположенными в объёме нек-poro
пространства, а события - в динамике, движении; следовательно, идеальная
телевиз. система должна обеспечивать возможность воспроизводить эти свойства
материального мира. В совр. Т. задачи передачи движения и цвета успешно
решены (и технически, и практически). На стадии испытаний находятся
телевиз. системы, способные воспроизводить рельефность предметов и глубину
пространства (см. Стереоскопическое телевидение).


Для телевиз. передачи изображений
необходимо осуществить 3 процесса: преобразование света, испускаемого объектом
передачи или отражаемого им, в электрич. сигналы; передачу электрич. сигналов
по каналам связи и их приём; обратное преобразование электрич.
сигналов
в световые импульсы, воссоздающиеоптич, изображение объекта. Принципиальная
основа для реализации этих процессов была заложена в трудах У. Смита (США),
открывшего (1873) внутр. фотоэффект, А. Г. Столетова,
установившего
(1888) осн. закономерности внеш. фотоэффекта; А. С. Попова -
изобретателя радиосвязи (1895); Б. Л. Розинга, разработавшего
(1907) систему "катодной телескопии" (при к-рой для воспроизведения
изображений использовалась электроннолучевая трубка) и осуществившего
(1911) первую в мире телевиз. передачу (в лабораторных условиях)
по такой системе. Однако чтобы довести Т. до стадии практич. применения,
необходимо было решить множество др. сложных вопросов.


Рассматривая предметы непосредственно,
можно различать очень мелкие детали (в соответствии с разрешающей способностью
глаза). Поэтому формально можно считать оптич. изображение, проецируемое
на сетчатку глаза, состоящим из т разрешимых деталей (элементов).
Каждый такой элемент можно охарактеризовать яркостью В, цветностью
(т. н. цветовым тоном X и чистотой цвета р) и геометрич. местом
(координатами x, у), т. е. -описать многомерной функцией fi (В,А,
р, x, у};
всё изображение описывается функцией

25H1-1.jpg

Это справедливо и для Т., где оптич.
изображение объекта передачи проецируется (оптич. системой) на светочувствит.
элемент передающей телевизионной трубки; число т в этом случае
определяется разрешающей способностью трубки и размерами телевиз. кадра.
Практически
число т ограничивается технич. возможностями системы и её назначением
и, напр, в вещательном Т. СССР, составляет ок. 500 тыс. элементов (в 1
кадре).


Если координаты x и у каждого
элемента известны, для воспроизведения состояния элемента требуется передача
трёх его параметров В, X и р, для чего необходимы три канала связи, а для
воспроизведения всего изображения - Зт каналов (в случае стереотелевидения
число каналов ещё удваивается, т. к. требуется передача изображений отдельно
для левого и правого глаза). Отсюда очевидно, что одноврем. передача
всех элементов изображения практически невозможна. Поэтому в Т. принят
принцип последоват. передачи изображений (поочерёдно - элемент за элементом),
предложенный португ. учёным А. ди Пайва (1878) и независимо от него
П. И. Бахметьевым (1880). Возможность такой передачи основывается
на свойстве человеческого зрения воспринимать пульсирующий свет как непрерывный,
если частота пульсаций превышает критическую, к-рая зависит от яркости
источника и составляет неск. десятков пульсаций в сек. Процесс последоват.
преобразования элементов изображения в электрич. сигналы при передаче и
обратный процесс при приёме носят назв. развёртки изображения (см.
также Телевизионная развёртка). Эти процессы анализа и синтеза изображения
должны совершаться синхронно и синфазно.


Закон развёртки определяется назначением
телевиз. системы. Так, напр., в совр. телевиз. вещательной системе принята
линейно-строчная развёртка, при к-рой образующийся кадр изображения имеет
горизонтально-строчную структуру. Для поддержания синфазности развёрток
в конце каждой строки и кадра передаются синхронизирующие импульсы. Тем
самым телевизионная станция управляет развёртками всех телевизоров
в
зоне своего действия. Одно из первых устройств для передачи элементов изображения,
основанное на применении вращающегося диска с отверстиями, было предложено
П. Нипковым (1884). Диск Нипкова применялся в ранних, ещё
несовершенных механических системах Т. Технич. реализация процессов
преобразования и восстановления отич. изображения в совр.
Т.
осуществляется
гл. обр. вакуумными электроннолучевыми трубками. Практич. освоение электронных
систем Т., осн. на использовании таких приборов, относится к кон. 20-х
- 30-м гг. 20 в. и связано с именами В. К. Зворыкина
и Ф. Фарнсуорта
(США), К. Свинтона (Великобритания), В. П. Грабовского, С.
И. Катаева, А. П. Константинова, Б. Л. Розинга, П. В. Тимофеева,
П. В. Шмакова (СССР), а также мн. др. изобретателей.
Среди передающих трубок наиболее распространены
видиконы
(с внутр.
фотоэффектом) и суперортиконы (с внеш. фотоэффектом),
среди приёмных - различные кинескопы.


Исторически Т. развивалось начиная
с передачи только яркостной характеристики каждого элемента изображения.
В чёрно-белом Т. (см. рис.) яркостный сигнал (видеосигнал) на
выходе передающей трубки подвергается усилению и преобразованию (см. Телевизионный
сигнал).
Каналом связи служит радиоканал или кабельный канал (см. Телевизионная
передающая сеть).
В приёмном устройстве принятые сигналы преобразуются
в однолучевом кинескопе, экран которого покрыт люминофором белого свечения.


Обобщённая структурная схема телевизионной
системы.


В цветном телевидении, кроме
яркостной составляющей, передаётся и информация о цветности каждого элемента.
Поскольку всё многообразие природных цветов можно воспроизвести оптически
из трёх основных - красного, зелёного и синего, взятых в определённых пропорциях,
то телевизионная передающая камера содержит не одну, а три трубки-для
создания яркостного сигнала и сигналов осн. цветов. Все эти сигналы при
передаче (на телецентре) подвергаются кодированию, а при приёме
(в телевиз. приёмнике) - декодированию. Цветной кинескоп
- трёхлучевой, с мозаичным (образованным люминофорами красного, зелёного
и синего свечения) экраном.


Классификацию систем Т. производят
чаще всего по след. осн. признакам: по качеств, признаку - чёрно-белые
(монохромные), цветные, стереомонохромные и стереоцветные; по форме
представления сигналов (видеоинформации)-аналоговые и дискретные
(цифровые); по частотному спектру канала связи -широкополосные (с
полосой
пропускания,
равной полосе вещат. канала или больше её)
и узкополосные
(с полосой меньше полосы вещат. канала). Нек-рые из указанных систем
могут, в свою очередь, подразделяться по частным признакам, напр, по способу
развёртки изображений или по очерёдности передачи той или иной информации.


За годы пракгич. использования Т.
прочно вошло в жизнь людей. Наибольшее распространение оно получило как
телевизионное вещание. Телевизионную аппаратуру применяют при решении
разнообразнейших задач в науке, медицине, в различных отраслях нар.
х-ва
(см. Промышленное телевидение, Подводное телевидение, Проекционное телевидение,
Замкнутая телевизионная система).
В 1962 появилось (в СССР) космическое
Т. (см. Космовидение), средства которого действенно используются
в экспериментах по изучению и освоению космоса. В ближний космос запускаются
искусств, спутники Земли и орбитальные станции, требующие телевиз. обслуживания.
Т. сделало доступной изучению невидимую с Земли сторону Луны. Проведён
уникальный эксперимент по управлению автоматич. космич. станциями "Луноход-1"
и "Луноход-2" на расстоянии ок. 400 тыс. км (см. Лунный самоходный
аппарат)
при помощи телевизионной аппаратуры. Сделаны фототелевиз.
снимки Луны и ряда планет - Меркурия, Венеры, Марса и Юпитера. Яркий
пример использования Т. в космосе - космич. полёт по программе ЭПАС
(июль
1975), потребовавший организации сложной телевиз. связи между двумя
континентами и с космическими кораблями. Потребность в Т. в свою очередь
вызывает необходимость совершенствования Т., использования его новых качеств.


Перспективы развития Т. связаны с
внедрением в практику Т. кассетного кино, стереоскопического Т.,
с разработкой систем стереоцветного Т. и многоракурсного Т. (допускающего
боковой обзор воспроизводимого объёмного изображения), с использованием
в Т. методов голографии.


Лит.: Лазарев П. П., Очерки
истории русской науки, М.- Л., 1950; Справочник по телевизионной технике,
пер. с англ., т. 1-2, М.- Л., 1962; Телевидение, под ред. П. В. Шмакова,
3 изд., М., 1970; Ш у м их и н Ю. А., Телевидение в науке п технике, М.,
1970; Телевизионная техника, М., 1971; Казиник М. Л., Макеев Г. М., Сафрошин
H. А., Основы телевидения, 3 изд., М., 1973; Брацлавец П. Ф., Росселевич
И. А., Хромов Л. И., Космическое телевидение, 2 изд., М., 1973; Самойлов
В. Ф., Хромой Б. П., Телевидение, М., 1975; H о в а к о вс к и и С. В.,
Цветное телевидение, М., 1975. Я. В. Шмаков.


Телевизионное вещание - одно из массовых
средств информации и пропаганды, воспитания, просвещения, организации досуга
населения. В СССР и др. социалистич. странах Т. освещает деятельность коммунистич.
и рабочих партий, гос. органов, участие трудящихся в коммунистич. и социалистич.
строительстве, раскрывает особенности социалистич. образа жизни, служит
формированию общественного мнения, идейному, нравственному и эстетич. воспитанию
масс, ведёт пропаганду миролюбивой внешней политики. Сов. Т. как действенное
средство коммунистич. воспитания трудящихся занимает важное место в системе
идеологич. работы КПСС, является всенародной трибуной, с к-рой выступают
передовые рабочие и колхозники, специалисты нар. х-ва, гос. и партийные
работники, учёные, деятели лит-ры, иск-ва и др.


В СССР телевиз. вещанием охвачена
территория, на к-рой проживает большинство населения страны. Через междунар.
телевиз. системы программы сов. Т. принимаются в социалистич. странах и
мн. др. гос-вах.


В С С С Р опыты по передаче изображения
на расстояние начались в первые годы Сов. власти. Большое значение перспективам
развития и практич. применения Т. придавал В. И. Ленин. Получив 18 апр.
1921 сообщение о создании в Нижегородской радиолаборатории прибора, позволяющего
"видеть на экране подвижное изображение", Ленин просил оказать содействие
в усовершенствовании этого прибора и информировать о результатах дальнейших
опытов. В 1930 в лаборатории Т. Всесоюзного электротехнич. ин-та под рук.
П. В. Шмакова была разработана механич. система, дававшая изображение с
разложением на 30 строк.


С 1 окт. 1931 малострочные телепередачи
неподвижных изображений стали регулярными; начались передачи механич. Т.
в Ленинграде, Одессе, Киеве, Харькове, H. Новгороде, Смоленске, Томске.
В 1932 осуществлена первая передача движущегося изображения (телекино),
в 1934 - со звуковым сопровождением.


В нач. 30-х гг. при Моск. радиотрансляционном
узле был создан спец. творческий сектор Т. Среди первых опытных передач
малострочного Т. значит, место занимали общественно-политические, спец.
кинофильмы для Т. (о праздновании 1 Мая, 15-летия Окт. революции 1917,
пуске Днепрогэса и др.). В передачах участвовали М. И. Калинин,
Г. К. Орджоникидзе, H. В. Крыленко, H. А. Семашко; А. Г. Стаханов, В. П.
Чкалов, С. С. Прокофьев, И. М. Москвин, В. И. Качалов и др.; показывались
спец. мультфильмы, отрывки из пьес, концерты. В 1936 проведено 300 телепередач
общим объёмом ок. 200 ч.


Качественно новый этап в развитии
Т. наступил в кон. 30-х гг. с переходом от малострочного механического
Т. к электронному. Экспериментальные передачи электронного Т. осуществлены
в 1938 телецентрами Москвы и Ленинграда. С переходом на электронную систему
намного улучшилось качество изображения, расширились творческие возможности
Т., появились условия для создания массового телевещания. Основное содержание
составляли художеств, программы: кинофильмы, концерты, театр, спектакли.
В 1938 по Ленинградскому телевидению были показаны первый телеспектакль
и первая тематич. передача (о 20-летии ВЛКСМ).


Регулярное электронное Т. в Москве
и Ленинграде началось в 1939. 10 марта 1939 в Москве был показан по телевидению
фильм об открытии 18-го съезда ВКП(о) (снятый по заказу Т. "Союзкинохроникой").
В нояб. 1939 состоялась первая крупная общественно-политич. передача (о
20-летии 1-й Конной армии).


С переходом на электронную систему
намного улучшилось качество изображения, расширились творческие
возможности Т., появились условия для создания массового телевещания. По
телевидению стали показывать кинофильмы, концерты, театр, спектакли
и телеспектакли. В 1940 поступили в продажу электронные телевизоры 17-Т-1
(с небольшим экраном, но чётким изображением). В годы Великой
Отечеств, войны 1941-45 Т. в СССР, как и в др. странах, не функционировало.
Первая послевоен. передача проведена 7 мая 1945; 15 дек. 1945 Моск. телецентр
первым в Европе возобновил регулярное вещание (2 раза в неделю); в 1947
начал работать Ленинградский телецентр. В 1949 закончилась реконструкция
Моск. телецентра (передачи со стандартом чёткости 625 строк). С кон. 40-х
гг. налажено массовое производство телевизоров "Москвич Т-1", "Ленинград
Т-2", "КВН-49". С кон. 1946 стали регулярно передавать художеств, и хроникальные
кинофильмы. В 1948 введено в эксплуатацию внестудийное вещание; первая
внестудийная передача - трансляция футбольного матча - проведена в 1949.
Использование внестудийной техники значительно расширило возможности Т.
В 1951 создана Центральная студия Т., позволившая осуществлять ежедневное
телевещание в Москве, расширить объём документальных, общественно-политич.,
публицистич. передач. В 1954 на Центральной студии Т. созданы редакции
(отделы) пропаганды, пром-сти, с. х-ва, науки, спорта. Ведущей формой документального
вещания стали репортажи с заводов, строек, из совхозов, колхозов и т. д.
В 1954 в Москве проведены первые экспериментальные передачи цветного Т.
В февр. 1956 началось вещание по 2-й программе Центр, студии Т., сов. Т.
стало многопрограммным. 1 мая 1956 впервые проведена прямая трансляция
парада и праздничной демонстрации на Красной площади в Москве. Широко освещался
по Т. Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в Москве (1957). Стали регулярными
информационные передачи о жизни страны и событиях за рубежом, показ снятых
на плёнку театр, спектаклей (первый - фильм-спектакль Малого театра "Правда
хорошо, а счастье лучше", 1951). В 1957 образован Комитет по радиовещанию
и телевидению при Сов. Мин. СССР. К кон. 50-х гг. Т. стало общесоюзным.
В 1960 действовало 103 студии Т. и ретранслятора, среднесуточный объём
вещания - 276,5 ч. С 1961 СССР - член междунар. орг-ции Интервидение.
В
1962 передачей репортажа с борта космич. кораблей "Восток-3" и "Восток-4"
положено начало космич. Т. В 1965 организована 3-я уч. программа Центр.
Т., осуществлён обмен телепрограммами между Москвой и Владивостоком (при
помощи искусств, спутника "Молния-1"). В 1966 проведена первая
передача цветной телепрограммы из Парижа в Москву, с 1967 передачи цветного
Т. стали регулярными.


В 60-е гг. сложилась система информационно-публицистич.
телевещания: ежедневные выпуски "Телевизионных новостей" (с 1960), программа
"Время" (с 1968), цикловые тематич. передачи. В 1961 на киностудии "Мосфильм"
создано творческое объединение "Телефильм". В 1965 показан первый многосерийный
художеств, телефильм "Вызываем огонь на себя". С 1966 регулярно
проводятся всесоюзные фестивали телефильмов (первый - в Киеве). Дальнейшему
развитию Т. способствовал ввод в строй Телевизионного технического центра
им.
50-летия Октября в Москве (1967-70). Значит, достижение кинодокументалистики
- многосерийный документальный телефильм "Летопись полувека", посвящённый
50-летию Окт. революции 1917. Творческие возможности телевидения широко
использованы при подготовке циклов "В. И. Ленин. Хроника жизни и деятельности"
(ок. 40 художеств, и документальных кино- и телефильмов), "По Ленинским
местам" (1969-70) и др.


КПСС и Сов. правительство уделяют
постоянное внимание развитию Т., росту его материально-технич. базы, повышению
идейного и художественного уровня вещания, роли его в деле формирования
коммунистич. мировоззрения, в идеологич. борьбе с миром капитализма, в
воспитании у сов. людей нового, коммунистич. отношения к труду. В постановлении
ЦК КПСС "О дальнейшем развитии советского телевидения" (янв. I960) отмечена
возрастающая роль Т. в идеологич. работе партии, в политич. и культурном
воспитании масс, названы конкретные мероприятия по дальнейшему совершенствованию
телевещания. Важная роль Т. в системе воспитат. работы партии, гос-ва и
обществ, организаций подчёркнута в Программе КПСС.


В 1970 Комитет по радиовещанию и
телевидению при Сов. Мин. СССР преобразован в союзно-республиканский
Гос. комитет Сов. Мин. СССР по телевидению и радиовещанию.


В систему сов. Т. входят Центральное,
республиканское и местное (краевое, областное) телевещание. Центр.
Т. ведёт вещание по 6 программам, две из к-рых предназначены для отдалённых
районов страны. 1-я программа - осн. общесоюзная информационная, общественно-политич.,
художеств. и познавательная. Среднесуточный объём вещания 13 ч. Включает
передачи, освещающие важнейшие события политич., экономич., культурной
жизни СССР и за рубежом, трансляции праздничных и торжеств, собраний, демонстраций,
митингов трудящихся, правительств, встреч и др. крупных политич. мероприятий,
репортажи из космоса. Осн. передачи: выпуски "Новостей", программа "Время",
передачи "Ленинский университет миллионов", "Дневник соцсоревнования",
"Сельский час", "Подвиг", "Служу Советскому Союзу", "Наука сегодня", "Слово
учёному", "Человек и закон", "Советский Союз глазами зарубежных гостей".
Регулярно
передаются выступления политич. обозревателей; междунар. проблемы освещаются
также в передачах "Содружество", "Междунар. панорама" и др. Популярны познавательные
циклы "Клуб кинопутешествий", "В мире животных", "Очевидное - невероятное",
"Человек. Земля. Вселенная", "Здоровье", "Кинопанорама"; передачи "Беседы
о литературе" и др. Т. ведёт пропаганду различных форм муз. иск-ва, проводит
фестивали сов. песни; совместно с творческими союзами организует авторские
вечера композиторов. Значит, место в программе занимают теле- и кинофильмы,
трансляции театр. и телеспектаклей, концерты мастеров иск-в, выступления
самодеят. коллективов, эстрадные и юмористич. передачи -"13 стульев", "Голубой
огонёк" и др.; передачи для детей - "Встречи со знатными людьми", "Костёр",
"Будильник", спектакли, мультфильмы; для молодёжи - "Испытай себя" и др.;
трансляции спортивных соревнований. С учётом поясного времени готовится
дубль 1-й программы - программа "Восток" для Узб. ССР, Тадж. ССР, Кирг.
ССР, Турки. ССР, ряда областей Казах. ССР и Урала (передаётся посредством
наземных линий связи; среднесуточный объём 13 ч). Программа "Орбита"
формируется из передач 1-й программы и передаётся по космич. системе связи
в р-ны Сибири, Д. Востока, Крайнего Севера, в ряд областей Казахстана и
Ср. Азии. Среднесуточный объём 19 ч. 2-я программа - информационно-публицистич.
и художественная, принимается в ряде областей Европ. части СССР. Среднесуточный
объём 6 ч. Включает также передачи о тружениках Москвы и Моск. области.
3-я программа - учебная и научно-популярная, состоит из передач для школьников,
уч-ся ср. специальных и проф.-технич. уч. заведений, студентов, специалистов
нар. х-ва. Принимается в ряде областей Европ. части СССР. Среднесуточный
объём 6,2 ч. Передачи для уч-ся (по литературе, географии, истории,
основам сов. законодательства, физике и др. предметам) предназначены
для использования на уроке и для индивидуального просмотра. Ведутся занятия
для студентов-заочников (по философии, истории КПСС, науч. коммунизму,
математике и др.). В программе для системы повышения квалификации
специалистов нар. х-ва циклы по вопросам экономики, науч. организации труда
и управления производством; спец. передачи для учителей, врачей, а также
для самостоятельно изучающих иностранные языки (англ., нем., франц., испанский)
и
готовящихся к поступлению в вуз. В программе участвуют сотрудники АН СССР,
академий союзных республик и отраслевых академий, преподаватели ведущих
вузов, обществ, деятели, писатели, мастера иск-в, педагоги, специалисты
производства. 4-я программа - художественная. Среднесуточный объём
3,5 ч (в основном - повтор художественных передач 1-й программы
),


Республиканское и местное (краевое,
областное) телевещание ведут (1975) 130 программных телецентров (78 в РСФСР,
52 в др. союзных республиках), общий среднесуточный объём св.
2000
ч.
Программы создаются в основном на местном материале, координируются
по тематике и структуре с программами Центр. Т., дополняя их. Во всех союзных
и автономных республиках наряду с программами Центрального Т. есть программы,
включающие передачи на родном языке. Регулярно готовятся передачи о жизни
республик, краёв и областей для Центр. Т. В столицах союзных республик
и 10 крупных городах (Ленинграде, Волгограде, Свердловске, Новосибирске,
Горьком, Саратове, Челябинске, Петрозаводске, Владивостоке, Перми) ведётся
телевещание по двум и более программам. В Москве, Ленинграде, Киеве, Ташкенте,
Тбилиси, Ереване, Баку, Таллине, Вильнюсе, Риге регулярно транслируются
передачи цветного Т. Средний объём 200 ч в неделю. Приёмо-передающая
сеть Т. насчитывает св. 1800 ретрансляторов, св. 70 тыс. км радиорелейных
линий, ок. 70 приёмных станций космич. системы связи "Орбита". В зоне уверенного
приёма передач на каждые 100 семей в среднем приходится 98 телевизоров.
Всего у населения насчитывается (1975) 60 млн. телевизоров, в том
числе св. 1 млн. цветных.


Подготовку и выпуск телевиз. программ
Центр. Т. осуществляют его Гл. вещательные редакции, Гл. дирекция программ
и Телевизионный технич. центр им. 50-летия Октября; производство телефильмов
- творческие объединения студий Т. (ведущее-"Экран" Гос. комитета Сов.
Мин. СССР по телевидению и радиовещанию) и крупнейшие киностудии
(по заказу Т.). Почта Центр. Т. в 1975 составила ок. 2 млн. писем.


За рубежом регулярные телепередачи
начались в 1936 в Великобритании и Германии, в 1941 в США. Массовое распростр.
в Европе Т. получило в 50-е гг., в развивающихся странах - в 60-е гг.


Распределение телевизоров по отд.
районам мира (1974): Зап. Европа -88,5 млн. шт. (население 398,4
млн. чел.), Вост. Европа (включая СССР) -63,5 млн. (355,7
млн. чел.), Бл. Восток (включая Сев. Африку) - 3,5 млн. (158,9 млн.
чел.), Азия (включая Японию)- 30,3 млн. (2 млрд. чел.), Австралия
- 4,2 млн. (21,7 млн. чел.), Сев. Америка (включая США) - 106,3 млн. (231
млн. чел.), Лат. Америка - 18,2 млн. (282,1 млн. чел.).


В др. социалистич. странах Т. является
государственным. В целом им охвачено всё население, напр, в ПНР на 1 янв.
1975 насчитывалось 6,1 млн. телевизоров, ГДР - 4,8 млн., ЧССР-3,8 млн.,
СФРЮ - 2,7 млн., ВНР-2,2 млн., СРР - 1,9 млн., НРБ-1,4 млн., на Кубе -
0,6 млн., в МНР -0,003 млн. Т. двухпрограммное, цветные передачи демонстрируются
ежедневно. Еженедельный объём вещания составляет: ПНР - 170, Куба - 130,
ГДР - 120, СРР - 104, ЧССР - 100, ВНР - 95, НРБ и СФРЮ - 70, МНР - 30 ч.
Сотрудничество
между телеорганизациями социалистич. стран (обмен передачами, совместное
производство, координация планов и др.) осуществляется как на двусторонней
основе, так и в рамках Интервидения.


В развитых капиталист и ч. странах
существует как государственное, так и коммерч. Т. Ведущие телеорганизации
(включая коммерческие): Си-Би-Эс (Columbia Broadcasting System), Эн-Би-Си
(National Broadcasting Company), Эй-Би-Си (ABC Television Network) - в
США; Би-Би-Си (British Broadcasting Corporation), Ай-Ти-Ви (Independent
Broadcasting Authority) -в Великобритании; РАИ (Radiotelevisione Ital'iana)
- в Италии; Эн-Эйч-Кей (Nippon Hoso Kyokai) - в Японии; АРД (Arbeitsgemeinschaft
der offentlichrechtlichen Rundfunkanstalten der Bundesrepublik Deutschland),
ЦДФ (Zweites Deutsches Fernsehen) - в ФРГ. Т. работает по двум и более
программам. Еженедельная продолжительность передач при многопрограммном
Т. составляет в среднем 150-200 ч в сутки. Т. используется в интересах
правящих монополистпч. кругов для пропаганды бурж. идеологии. Коммерч.
Т. (существующее на доходы от рекламы и организационно оформленное как
ряд акционерных предприятий) наиболее развито в США, Японии, Великобритании,
Канаде. В США существует св. 700 коммерч. телестанций, большая часть к-рых
на правах филиалов входит в одну из трёх общенациональных программ (или
сетей) - Си-Би-Эс, ЭнБц-Си, Эй-Би-Си. Осн. жанры коммерч. Т.- комедии,
детективы, вестерны, эстрадные шоу; нередки на телеэкране низкопробные
развлечения, сцены насилия и жестокости; значительное место отводится рекламе.
В 1975 в США действовало неск. тысяч кабельных систем ("платные программы"),
к-рые обслуживали до 10 млн. абонентов. В программе популярные серии телепередач,
кинофильмы и спортивные соревнования. В 70-е гг. кабельное Т. начало развиваться
и в европ. странах.


В развивающихся странах Т., как правило,
является государственным. Как массовое средство информации, просвещения
и развлечения Т. уступает радиовещанию. Большое значение придаётся учебно-образоват.
функции нац. Т. Телепередачи идут в основном по одной программе в вечернее
время. Практикуются коллективные просмотры в клубах (из-занедостатка телевизоров).


Технич., программными и юридич. аспектами
Т. в плане многостороннего междунар. сотрудничества занимаются всемирные
и региональные организации и союзы. Распределение волн находится в ведении
Международного
союза электросвязи.
Междунар. обмен телепрограммами осуществляется
через Интервидение, Евровидение; Азиатский союз радиовещания (осн.
в 1964); Африканский союз радио- и телеорганизаций (1962);
Межамериканскую радиовещательную ассоциацию (1946); Арабский союз
электросвязи (1958). Обмен телепередачами с помощью спутников идёт
через "Интерспутник" (1971, междунар. система космич. связи социалистич.
стран) и "Интелсат" (1964, объединяет США, страны Европы и нек-рые
др. страны).


Лит.: Ленин В. И., Поли. собр.
соч., 5 изд., т. 52; КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций
и пленумов ЦК, т. 7 (1955-1959), 8 изд., М., 1971; Вопросы идеологической
работы. Сб. важнейших решений КПСС (1954-1961), М., 1962; Сб. важнейших
решений КПСС (1965-1973), 2 изд., М., 1973; О партийной и советской печати,
радиовещании и телевидении. Сб. документов и материалов, М., 1972; Материалы
XXV съезда КПСС, М., 1976; Ильин Р. H., Изобразительные ресурсы экрана,
М., 1973; Юровский А. Я., Телевидение - поиски и решения, М., 1975; С а
п п а к В. С., Телевидение и мы, М., 1963; Кравченко Л. П., Тайны голубого
экрана, М., 1974; Д е в и с Д., Азбука телевидения, пер. с англ., М., 1962.
С.Г.Лапин.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я