ТЕЛЕВИЗИОННОЕ ИСКУССТВО
совокупность
видов художеств, деятельности, связанных с появлением телевидения. Делая
массовым зрелищем самые разнообразные явления, телевидение репродуцирует
(транслирует) события действит. жизни, а также готовые формы, созданные
ранее или создаваемые др. видами иск-ва в момент трансляции (концерты,
театральные спектакли, кинофильмы). Уже эта функция телевидения сообщает
телевиз. зрелищу эстетич. качество, основанное на единстве творческого
и коммуникативного процессов. Она позволяет режиссёру, оператору, комментатору,
ведущим • прямой репортаж с места события, используя те или иные выразит,
средства (монтаж, ракурс, интонация, композиция событий и т. д.),
придать наибольшую выразительность и действенность передаче, глубже выявить
идейно-политич., социально-психологич. и эстетич. смысл происходящего,
подчеркнуть социально значимые и индивидуально-характерные черты событий
и их участников. Т. и. в широком смысле слова состоит в проф. использовании
технич. средств, принципов выразительности и законов восприятия телевиз.
зрелища, в умении проникнуть в смысл событий действительности, в мастерстве
интерпретации театр, спектакля, концерта и т. д., в особой художеств, обработке
"кусков" жизни (репортаж, интервью и др.). В различных телевиз.
передачах на эстетич. основе непосредственно соединяются информационно-публицистич.
и художеств, функции телевидения. Широко бытуют целостные телевиз. зрелища,
объединяющие разнообразные события, концертные номера, фрагменты спектаклей,
кинофильмов и т. д. (как правило, в подобных передачах важное значение
имеет ведущий) - праздничные концертные программы, построенные по
сюжетному принципу ("Голубой огонёк"), познавательные передачи,
состоящие из рассказов, диалогов ведущего и его собеседников, показов фрагментов
научнопопулярных, документальных или художественных кинофильмов ("Очевидное-невероятное",
"Клуб кинопутешествий", "Кинопанорама") и др. К подобным передачам
примыкают и циклич. демонстрации кинофильмов, сопровождаемые выступлениями
киноведов, создателей фильмов, зрителей. Все перечисленные формы основаны
на специальной инсценировке или на аранжировке передачи ведущим, а также
на использовании монтажа изобразительного и звукового материала. С использованием
возможностей телевизионного показа и восприятия созданы передачи, построенные
на монтаже старой кинохроники ("Летопись полувека" - 50 фильмов, поев,
истории Сов. гос-ва, приуроченные к 50-летию Окт. революции 1917; "Зима
и весна 1945 года", 1972). В 70-е гг. созданы циклы и серии передач,
построенных по принципу творческого диалога ведущего с большой аудиторией
("От всей души", ведущая В. М. Леонтьева) и отдельными людьми ("Солдатские
мемуары", автор и ведущий К. М. Симонов; цикл телефильмов "Герои пятилетки",
приуроченный к 25-му съезду КПСС). Документальное телевиз. кино,
во многом близкое традиц. документальному кино, в контексте телевиз. программы
обретает новые психологич. и эстетич. качества. Мысль автора документального
телефильма раскрывается гл. обр. рассказчиком, обращающимся как бы лично
к каждому из зрителей и объединяющим впечатления каждого в одно целое.
Т. и. не только синтезирует художественно-эстетич.
принципы кино, театра, лит-ры, музыки, изобразит, иск-ва, эстрады, но
и располагает возможностью как репродуцирования, так и качественно нового
использования готовых форм "старших" искусств в создании собственных продуктивных
форм. Обладая фотографич. изобразительностью кино, позволяющей достоверно
воссоздавать любые картины действительности, иск-вом монтажа, телевидение
располагает и такими возможностями, как телевизионная приближенность, позволяющая
зрителю наблюдать то, чего не видно на киноэкране и на театр, сцене; масштаб
изображения требует иной по сравнению с кинематографом и театром манеры
изложения визуального материала. Т. и., кроме того, эстетически использует
ту высшую степень творческого зрительного сопереживания, к-рая возникает
благодаря восприятию зрителем происходящего на телеэкране у себя дома.
Т. и. привлекает особое внимание аудитории иллюзией интимного обращения
непосредственно к конкретному человеку, к конкретной семье. Домашние условия
просмотра определили также закономерность возникновения многосерийных форм
Т. и.
Телевидение играет огромную роль
в деле коммунистич. воспитания трудящихся Сов. Союза, позволяет знакомить
массы зрителей с культурой братских народов СССР и народов др. стран. Одноразовый
показ произв. Т. и. на основе лит. классики вызывает интерес к первоисточнику
у многомиллионной аудитории. Обращение к классике обогатило сов. Т. и.
уже в первые годы его существования (нач. 50-х гг.). Тогда была
разработана и частично осуществлена широкая программа создания фильмовспектаклей,
заснятых на плёнку по заказу телевидения и предназначенных для массового
зрителя лучших работ сов. театр, коллективов: "Волки и овцы", "На всякого
мудреца довольно простоты" Островского, "Горе от ума" Грибоедова, "Васса
Железнова" Горького (Малый театр), "Анна Каренина" (по Л. Толстому),
"Школа злословия" Шеридана (МХАТ), "Разлом" Лавренёва, "Любовь Яровая"
Тренёва (Ленингр. Большой драматич. театр) и др. На этом этапе развития
Т. и. фильмы-спектакли образовали первый телевиз. цикл. Сама форма
фильма-спектакля впоследствии усовершенствовалась, став особым жанром Т.
и.
Как самостоятельный вид иск-ва Т.
и. начало складываться в сер. 50-х гг., достигнув зрелости в 60-70-е гг.
За этот период определились его разнообразные виды и жанры - телефильм,
телеспектакль (драматич., оперный, балетный), телеповесть, телерассказ
и др. Экспериментальные съёмки телефильмов были начаты Центр, телевидением
в 50-е гг. ("Два брата с Арбата", 1953, реж. А. Зак; "Жилец" и "Толстый
и тонкий" по Чехову, 1956, реж. С. П. Алексеев). В это же время
возник и сов. телевиз. театр ("Машенька" по Афиногенову и "Семья Линден"
по Пристли, реж. М. Ф. Романов). По произв. рус. и зарубежной классики
были поставлены телефильмы и телеспектакли -"Борис Годунов" (1971, по Пушкину),
"Что делать?" (1971, по Чернышевскому), Пушкиниана - к 175-летию
со дня рождения поэта - "Домик в Коломне", "Анджело", "Моцарт и Сальери"
и др. (1973-74), "Моя жизнь" (1972, по Чехову), "Страницы
журнала Печорина" (1975, по Лермонтову), "Первая любовь" (1969),
"Два приятеля" (1975) и "Фантазия" (1976, по мотивам повести "Вешние
воды") - по Тургеневу, "Портрет Дориана Грея" (1968, по Уайльду);
по произв. сов. авторов - "Строговы" и "Сибирь" (1976, по
Г. Маркову), "Фиалка" (1976, по Катаеву) и др. Сопереживание,
тесный контакт между зрителем-слушателем и исполнителями позволили реализовать
в рамках Т. и идею "театра одного актёра", детально разработанную
ещё в 30-е гг. В. H. Яхонтовым. Сов. Т. и. создало выдающиеся образцы телевиз.
поэтич. театра, специфически телевиз. формы исполнения одним артистом
многопланового произв. или цикла произв.: Б. А. Бабочкин в "Скучной истории"
(1969, по Чехову), И. В. Ильинский в циклах рассказов Чехова и Зощенко
(1970-75) и др. С особой полнотой на телевидении раскрылось мастерство
И. Л. Андроникова.
При всём многообразии Т. и. именно
циклич. и серийные формы стали одной из важнейших характерных сторон этого
иск-ва как в СССР, так и за рубежом. Серийные и циклич. формы Т. и. восходят
к самым разнообразным художеств, формам прошлого - к повествованиям, составленным
из самостоят, новелл, объединённых внешним сюжетом или личностью рассказчика
(напр., "Тысяча и одна ночь"; "Декамерон" Дж. Боккаччо), к исканиям
театра 19 - нач. 20 вв. (напр., к опыту Р. Вагнера) и тем явлениям
художеств, культуры, к-рые были порождены ранними стадиями развития средств
массовой коммуникации (прежде всего роману-фельетону, печатавшемуся из
номера в номер в газетах, и роману в выпусках). Связанные с общим процессом
демократизации художеств, культуры, эти формы использовались, с одной стороны,
для политич., нравственного и эстетич. просвещения масс, с др. стороны,
в бурж. обществе они стали одним из осн. элементов "массовой
культуры" (комиксы, детективные серии о сыщиках Нате Пинкертоне, Нике
Картере, циклы фильмов о Тарзане, Фантомасе и т. п.).
В СССР первые циклич. и серийные
формы возникли уже в сер. 50-х гг.: программы с ярко выраженным импровизац.
началом -"Весёлая викторина", "Вечер весёлых вопросов", "КВН" ("Клуб весёлых
и находчивых"). В 60-70-е гг. традиции этих передач были продолжены в программах
"А ну-ка, девушки!", "Артлото", "Кабачок 13 стульев" и др. В 50-е гг. появился
и детский телевиз. кукольный театр с постоянными героями, позднее кукольные
телефильмы. Первый советский игровой художественный многосерийный фильм
был создан в 1965 ("Вызываем огонь на себя", реж. С. H. Колосов). Затем
появились телефильмы- "Операция „Трест"" (1968, по роману "Мёртвая зыбь"
Л. В. Никулина), "Адъютант его превосходительства" (1970), "Тени исчезают
в полдень" (1972, по роману А. С. Иванова), "Семнадцать мгновений весны"
(1973,< по роману Ю. С. Семёнова), "На всю оставшуюся жизнь"
(1975, по роману "Спутники" В. Ф. Пановой), телеповести -"Разные люди"
(1973), "Такая короткая долгая жизнь" (1975) и др. Ставились также многосерийные
фильмы и спектакли для детей ("Вот моя деревня", 1974, "Кешка и его друзья",
1975, "Мальчик со шпагой", 1976, и др.).
Особое значение имеет группа многосерийных
произв. Т. и., созданных в 1971-75, посвящённых человеку труда. Среди них
фильмы о сов. рабочем классе ("Назначениеs>, "Инженер Прончатов",оба в
1973, "Обретёшь в бою", 1975, "Трудные этажи", 1975) и колхозной деревне
("Юркины рассветы", 1975). 6-серийный фильм "Как закалялась сталь" (1973,
по роману H. А. Островского) дал новаторскую интерпретацию классич. сов.
романа. Советское Т. и. располагает большой группой квалифицированных сценаристов
(И. Г. Ольшанский, С. Б. Гансовский, Ю. X. Алешковский и др.; в художеств.-публицистич.
формах - С. И. Жданова, В. С. Зорин, Г. Г. Радов и др.), режиссёров (С.
H. Колосов, А. В. Эфрос, В. И. Усков, В. А. Краснопольский, В. С. Турбин,
П. И. Фоменко, П. Р. Резников, К. П. Худяков, А. А. Белинский, В. В. Загоруйко,
H. П. Мащенко, Л. А. Квинихидзе, И. В. Ильинский, Т. М. Лиознова, Б. В.
Дуров, О. Э. Лебедев, И. П. Шмарук и др.), режиссёров-документалистов (Р.
Л. Кармен, И. К. Беляев, В. П. Лисакович, Е. H. Андриканис и др.), актёров
(М. И. Жаров, М. М. Плисецкая, И. М. Смоктуновский, А. А. Попов, Л. С.
Броневой, Л.К. Дуров, В. И. Гафт, А. И. Дмитриева, О. И. Даль, А. А. Миронов,
В. В. Тихонов, Р. Я. Плятт, Ю. М. Соломин, М. Б. Терехова, А. Д. Грачёв,
Ю. И. Каюров, Г. И. Яцкина, Г. А. Фролов, H. H. Волков, С. Ю. Юрский, А.
С. Демьяненко, В. Д. Сафонов, В. Я. Самойлов, О. П. Табаков, М. М. Козаков,
Т. В. Доронина, А. Б. Фрейндлих, Л. М. Гурченко, И. О. Горбачёв, А. Б.
Джигарханян, Е. А. Лебедев и др.).
Произв. Т. и. создаются в Москве
Центральным телевидением, киностудиями "Мосфильм" и им. М. Горького; в
Ленинграде, Минске, Киеве, Свердловске, Одессе, Ташкенте и др. городах.
Вопросы Т. и. освещаются в журнале "Телевидение и радиовещание".
СССР постоянно обменивается произведениями
Т. и. с др. социалистич. странами. Популярность у сов. зрителей завоевали
многосерийные фильмы "Ставка больше, чем жизнь" и "Четыре танкиста и собака"
(Польша) - о борьбе с фашистскими захватчиками, "Матэ Борш" (Венгрия)
и "Ханс Баймлер, камера д" (ГДР) - об антифашистской борьбе коммунистов.
В социалистич. странах ставятся фильмы, поев, злободневным проблемам быта,
борьбе с мещанством (в СССР - цикл "Наши соседи"). Для лучших произв. Т.
и. этих стран характерны чёткость идейных позиций, стремление совершенствовать
художеств, язык, доступный зрительским массам.
В капиталистич. странах Т. и. в общей
системе массовой коммуникации, находящейся на службе капиталистич. монополий,
испытывает постоянное воздействие империалистич. идеологии, направленной
на сохранение капитализма и воспитание масс в духе, угодном правящим кругам.
Оно развивалось в острой конкурентной борьбе с кинопрокатом и, в целях
привлечения масс, уделяло гл. внимание созданию коммерческих произведений
- вестернов, "фильмов ужасов", "костюмных" историч. фильмов, "комедий положений",
поставленных в духе традиц. коммерч. кинематографа и театра. Одновременно
внутри телевидения рождалось и новаторское иск-во мастеров, стремящихся
ставить широкие социальные проблемы. Для телевидения писали сценарии Дж.
Б. Пристли, Дж. Осборн (Великобритания), Ф. Мориак, А. Моруа (Франция),
П. Чаевски, А. Миллер, Р. Роуз (США), Ф. Харди (Австралия) и
др. В 50-е гг. на основе телевиз. сценариев поставлены кинофильмы " Марти
"," Мари-Октябрь ", "Двенадцать разгневанных мужчин". Среди телефильмов:
"Жизнь Леонардо да Винчи" (реж. Р. Кастеллани, Италия), "Записная
книжка Орсона Уэллса" и "Вокруг света с Орсоном Уэллсом" (реж. О. Уэллс,
Великобритания), "Волшебная флейта" и "Ритуал" (реж. И. Бергман,
Швеция). Однако с работами крупных зап. мастеров для телевидения
в Т. и. стали активно проникать и модернистские тенденции. Большое место
в Т. и. занимают произведения, посвящённые политич., историко-политическим
и социальным проблемам (телефильм "Совершенно новые люди", США),
а также особые циклические формы - "сериалы", повествующие о повседневной
жизни в средней буржуазной семье (напр., "сериал" "Пейтон плейс", США).
Экранизируется лит. классика ("Сага о Форсайтах" по Голсуорси, "Дэвид Копперфилд"
по Диккенсу; Великобритания).
Лит.: С а п п а к В., Телевидение
и мы, М., 1963; Андроников П., Слово написанное и сказанное, в его кн.:
Я хочу рассказать вам, М., 1962; Ильин Р., Телевизионное изображение, М.,
1964; Б е з к л убенко С. Д., Телевизионное кино. Очерк теории, К., 1975;
Юровский А. Я., Борецкий Р. А., Основы телевизионной журналистики, М.,
1966; В и л ь ч е к В. М., Контуры, наблюдения о природе телеискусства,
Таш., 1967; Б а r и р о в Э., К а ц е в И., Телевидение. XX век. Политика,
Искусство, Мораль, М., 1968; Проблемы телевидения и радио, в. 1 - 2, М.,
1967 -1971; Ильин Р. H., Изобразительные ресурсы экрана, М., 1973; Льюис
Б., Диктор телевидения, пер. с англ., М., 1973; Кречетова Р., Актёр. Пути
театра и ТВ, "Телевидение и радиовещание", 1974, №2;КисунькоВ., Эстетика
гостеприимства, там же, 1974, >fe 11; Юровский А. Я., Телевидение - поиски
и решения, М., 1975; Зайцева А. М., О некоторых аспектах функции ведущего
на телевидении, в сб.: Вопросы киноискусства, в. 16, М., 1975; Проблемы
телевидения, М., 1976; Экран приглашает детей, М., 1976; Телевидение США.
Сб. ст., М., 1976. В. Г. Кисунъко.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я