ТЕЛЕОЛОГИЯ
(от греч. telos,
род. падеж teleos - результат, завершение, цель и ...логия), идеалистич.
учение о цели и целесообразности. В противовес детерминизму,
а
иногда в "дополнение" к нему, Т. постулирует особый вид причинности: целевой,
отвечающей на вопрос - для чего, ради какой цели совершается тот или иной
процесс. Этот принцип "конечных причин" ("causa finalis"), согласно
к-рому идеально постулируемая цель, конечный результат, оказывает объективное
воздействие на ход процесса, принимал разные формы в различных концепциях
Т. Во всех случаях, однако, сохраняется главное для Т.идеалистич. антропоморфизация
(см. Антропоморфизм) природных процессов, приписывание цели природе,
перенос на неё способности к целеполаганию, к-рая в действительности присуща
лишь человеческой деятельности.
Эта черта Т. в наиболее явной форме
выражается в концепции "внешней целесообразности", устанавливаемой якобы
богом, в антропоцентрической (см. Антропоцентризм) и утилитарной
Т., согласно к-рой мир создан "ради целей человека" (X. Вольф и
др.). Однако она присуща и имманентной Т. (т.е. приписывающей внутр.
цель развитию природы), основы к-рой были сформулированы Аристотелем,
утверждавшим,
что как деятельность человека содержит в себе актуальную цель, так и предметы
природы включают бесконечную по содержанию цель своего "стремления" (потенциальную
цель), реализующуюся в процессе развития предмета. Эта внутр. цель является,
по Аристотелю, причиной движения от низших ступеней природы к высшим; она
трансформируется в нек-рый абсолют - энтелехию - как завершение
развития. Идеи имманентной Т. в новое время развивались Г. Лейбницем
в
его монадологии и учении о предустановленной гармонии;
они получили
своё последоват. воплощение в учении Ф. Шеллинга о "мировой душе",
в объективном идеализме Г. Гегеля.
В своеобразной форме идеи Т. развивал
И. Кант. Сознавая недостаточность концепции механич. детерминизма
в объяснении сложных процессов (прежде всего органической жизни и человеческой
деятельности), он постулировал особый вид причинности, позволяющий
познать эти процессы как "цели природы". По Канту, однако, "целесообразность
природы есть... особое априорное понятие, которое имеет свое происхождение
исключительно в рефлектирующей способности суждения" (Соч., т. 5, М., 1966,
с. 179). Кант подвергает сомнению объективный смысл "целей природы",
телеологич. "конечных причин", рассматривая их значение лишь в качестве
регулятивного, эвристического принципа.
В различных вариантах осн. формы
Т. распространены в науке (витализм, неовитализм и др.) и
в философии (А. Шопенгауэр, Э. Гартман, неотомизм и др.).
В объяснении органич. целесообразности
биология, начиная с Ч. Дарвина и вплоть до совр. молекулярной биологии
и биокибернетики, полностью преодолевает и "снимает" Т. Объективные процессы,
послужившие определённым основанием для "телеологич. мышления", получили
науч. объяснение в рамках диалектико-материалистич. концепции детерминизма,
вобравшей в себя всё ценное из истории мысли. Именно поэтому всякие попытки
"возрождения" Т. (в частности, со ссылками на кибернетику), создания
"материалистич. Т." имеют сугубо отрицат. значение. Сходные с ней по названию
концепции, обозначаемые как "телеономия" или "квазителеология" и пр., по
существу не имеют ничего общего с Т.; они описывают причинные отношения,
выражаемые на языке кибернетики с помощью понятий программы и обратной
связи, с целью зафиксировать наблюдаемую в сложных системах предетерминированность
результата действия (и, соответственно, направленность последнего),
а также тот способ объяснения этих систем через отношение целесообразности,
к-рый традиционно квалифицировался как "телеологический". Но это уже особый
науч. подход - т. н. целевой подход как часть общего функционального анализа
сложных органич. систем.
Лит.: Энгельс Ф., Диалектика
природы, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20; Б у н r е М., Причинность,
пер. с англ., М., 1962; Фролов И. Т., Генетика и диалектика, М., 1968;
его же, Органический детерминизм, телеология и целевой подход в исследовании,
"Вопросы философии", 1970, .No 10; На пути к теоретической биологии, М.,
1970; Т h е i 1 е г W., Zur Geschichte der teleologischen Naturbetrachtung
bis auf Aristoteles, Z.- Lpz., 1925; Hartmann N-, Teleologisches Denken,
В., 1951; S c h m i t z J., Disput tiber das teleologische Denken, Mainz,
1960. //. Т. Фролов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я