ТЕЛЕФОННАЯ СВЯЗЬ
передача
на расстояние речевой информации, осуществляемая электрич. сигналами,
распространяющимися по проводам, или радиосигналами; вид электросвязи.
Т.
с. обеспечивает ведение устных переговоров между людьми (абонентами Т.
с.), удалёнными друг от друга практически на любое расстояние. Т. с. сводится
к преобразованию звуковых колебаний в электрич. сигналы в микрофоне
телефонного
аппарата (ТА) говорящего абонента, передаче этих сигналов по телеф.
каналам
связи и их обратному преобразованию в телефоне ТА слушающего абонента
в звуковые колебания, воспроизводящие речь. Коммутация каналов связи в
целях организации временных соединений ТА друг с другом производится на
телефонных станциях (ручным, полуавтоматическим или автоматическим
способом).
В соответствии с функциональным разделением
телефонных
сетей общего пользования различают местную (городскую и сельскую),
междугородную, международную Т. с. Кроме того, существует внутриведомств.
и внутрипроизводств. Т. с. (см. Диспетчерская связь, Избирательная телефонная
связь), a также Т. с. с подвижными объектами (когда один или оба абонента
находятся в движении - в автомобиле, самолёте, на теплоходе и т. д.), осуществляемая
с привлечением технич. средств радиосвязи
(см. Радиотелефонная
связь, Радиостанция низовой связи, Приёмо-передающая радиостанция ).
Т. с.- один из наиболее массовых
и оперативных видов связи, она обеспечивает обмен информацией во всех областях
человеческой деятельности: в пром-сти, с. х-ве, гос. управлении, науке,
культуре,
здравоохранении, сфере бытового обслуживания и т. п.
Краткая историческая справка<.
Начало
Т. с. было положено изобретением ТА (1876, А. Г. Белл) и созданием
первой телеф. станции (1878, Нью-Хейвен, США). В России первые
городские телеф. станции начали действовать в 1882 в Петербурге, Москве,
Одессе и Риге. Последующее развитие Т. с. характеризовалось технич. совершенствованием
аппаратуры, ростом числа абонентов, увеличением дальности связи и повышением
степени её автоматизации. В 1889 А. Б. Строуджер (США) создал шаговый искатель
(см. Искатель электромеханический); в 1893 М. Ф. Фрейденберг
совм.
с С. М. Бердичевским-Апостоловым построил макет автоматич. телефонной станции
(АТС) с шаговыми искателями, в 1895 он же запатентовал идею и конструкцию
АТС с предыскателями. Первая действующая АТС была построена в 1896 (г.
Огаста, США). В 40-х гг. 20 в. были созданы координатные АТС, в 60-х гг.-
квазиэлектронные, а в 70-х -первые образцы электронных АТС.
Для увеличения дальности Т. с. в
1902 был использован метод искусств, увеличения индуктивности кабеля
связи с целью уменьшения затухания сигнала в нём (см. Пупинизация,
Крарупизация). С 20-х гг. на телеф. линиях стали использовать промежуточные
усилители сигналов, предложенные (1915) рус. инж. В. И. Коваленковым. Развитие
технич. средств Т. с, и расширение телеф. сети сопровождалось ростом стоимости
линейных сооружений Т. с., что потребовало разработки систем многоканальной
связи. Так, ещё в 1880 рус. изобретатель Г. Г. Игнатьев предложил один
из способов одновременного телеграфирования и телефонирования. Теоретич.
разработкой вопросов высокочастотной связи занимался в 20-х гг. 20 в. М.
В. Шулейкин. Переход от телефонирования токами тональных частот
(в диапазоне до 3400 гц) к высокочастотной Т. с. (св. 16 кгц)
практически
завершился в сер. 20 в. Изобретение высокоселективных электрических
фильтров, модуляторов позволило создать системы многоканальной связи
с частотным разделением каналов, с использованием кабельных, радиорелейных
и спутниковых линий связи, рассчитанных на большое число каналов (до 10
тыс. и более). Начиная с 60-х гг. 20 в. линии связи уплотнение
осуществляется
также методами временного разделения каналов.
Наглядный показатель развития Т.
с.- рост числа ТА. В 1890 в мире насчитывалось 233 тыс. ТА, в 1928 - ок.
30 млн., в 1958 - 118 млн., в 1974 - св. 330 млн. В России в 1885 было
1704 абонента Т. с., в 1917 - 223 тыс.; в СССР в 1940 - св. 1 млн., в 1965-
ок. 4 млн., в 1974 - ок. 16 млн. ТА.
Качество Т. с.; организация соединений.
Качество Т. с. определяется показателями, характеризующими гл. обр. качество
передачи речи и качество телеф. обслуживания.
Качество передачи речи (разборчивость
речи, её естественность, громкость) зависит в основном от технич.
характеристик ТА, телеф. станций и телеф. каналов. Оно считается высоким,
если: по электрич. цепям телеф. сети проходят все гармонич. составляющие
голоса человека (форманты) в диапазоне частот от 300 до 3400 гц;
ослабление
(затухание) электрич. сигналов в процессе их прохождения по каналам
телеф. сети от одного ТА к другому при любых попарных сочетаниях последних
ограничено в среднем 30 дб; допустимый уровень шумов, возникающих
в результате внеш. наводок и внутр. помех (напр., из-за искрения контактов),
не менее чем на 35 об ниже уровня токов телеф. сигнала. Для того
чтобы удовлетворить этим требованиям, в Т. с. используют: высококачественные
ТА; многоканальные системы передачи, позволяющие создавать типовые каналы
тональной частоты, затухание и частотные характеристики к-рых практически
не зависят от протяжённости линий связи; координатные и квазиэлектронные
АТС, осуществляющие соединения при помощи надёжных малошумящих (создающих
малые помехи) контактов.
Качество обслуживания обусловливается
системой организации соединений абонентов и определяется статистич. показателями,
получаемыми в результате анализа распределения интенсивности телефонной
нагрузки во времени на основе массового обслуживания теории.
При автоматич. Т. с. абонент набирает
номер другого абонента на своём ТА при помощи дискового или кнопочного
номеронабирателя. В результате последоват. воздействия сигналов набора
номера на управляющие устройства различных ступеней искания АТС и автоматич.
узлов
связи образуется электрич. цепь, соединяющая ТА вызывающего абонента
с АТС, в к-рую включён вызываемый абонент; на этой АТС производится проверка
состояния абонентской линии вызываемого абонента и, если линия свободна,
ему посылается сигнал вызова. Соединение считается осуществлённым, как
только вызываемый абонент снял микротелеф. трубку с рычажного переключателя
своего ТА. Учитывая, что число абонентов, осуществляющих Т. с. одновременно,
всегда существенно меньше общего числа абонентов, кол-во каналов телеф.
сети, а также внутристанционных соединит, путей выбирается значительно
меньшим, чем число абонентов АТС (обычно в 7-10 раз в местных телеф. сетях
и в 200-250 раз в междугородных). Из-за этого в периоды повышенной
интенсивности телеф. нагрузки возможен отказ в требуемом соединении вследствие
занятости в данный момент необходимых каналов и внутристанционных соединит,
путей. Качество автоматич. телеф. обслуживания оценивается по проценту
отказов в часы наибольшей нагрузки (напр., в СССР принят допустимый процент
отказов 0,2-0,4% для местной Т. с., 2% -для междугородной). Если
расчёт телеф. сети сделан в соответствии с потребностями в телеф. переговорах
и ср. продолжительность последних не превышает расчётной величины, то "лавинные"
процессы перегрузок в часы наибольшей нагрузки маловероятны и такое телеф.
обслуживание является высококачественным .
При организации междугородной и международной
Т. с. наряду с автоматическим применяются ручной и полуавтоматический способы
соединений. При ручном способе соединение производится телефонистками на
станциях, оборудованных телефонными коммутаторами; при полуавтоматическом
- выполняется на автоматич. междугородных телеф. станциях при участии телефонистки,
рабочее место к-рой оборудовано номеронабирателем: приняв заявку, она набирает
номер вызываемого абонента, и далее соединение осуществляется автоматически.
Ручной
и полуавтоматический способы соединения допускают такие системы обслуживания
заявок на переговоры, как з ак а з н а я, когда заявку принимает одна телефонистка,
а соединение производит другая через нек-рый интервал времени (в порядке
очерёдности поступления заявок), и немедленная, когда одна и та
же телефонистка, удерживая абонентскую линию вызывающего абонента занятой,
осуществляет соединение немедленно или сразу же после освобождения нужного
канала. Качество ручного и полуавтоматич. телеф. обслуживания обычно определяется
вероятностью отказа в немедленном соединении и ср. временем ожидания соединения.
Оплата стоимости переговоров при
междугородной Т. с. производится вызывающим абонентом в зависимости от
длительности переговоров и расстояния до вызываемого абонента - в соответствии
с принятой системой тарифов. В СССР для учёта стоимости переговоров на
автоматич. междугородных станциях устанавливают электронную аппаратуру,
осуществляющую автоматич. определение номера вызывающего абонента и детализированный
учёт (к-рый предусматривает регистрацию номера тарифной зоны, расчёт стоимости
1 мин переговоров, учёт и регистрацию длительности и стоимости переговоров,
отпечатывайте извещения об оплате на спец. бланке); на ручных междугородных
телеф. станциях устанавливают телефонные счётчики. Во мн. странах
действует система поразговорной оплаты также и для местной Т. с., однако
в СССР принята (1976) абонентская система оплаты местной Т. с.,
не учитывающая кол-ва и длительности переговоров.
Состояние и перспективы развития
Т. с. Совр. Т. с. характеризуется высокой степенью автоматизации и универсальностью
технич. средств. Во мн. странах (ФРГ, Бельгия, Нидерланды и др.) полностью
автоматизирована вся Т. с. в других (ПНР, ГДР, ЧССР, США, Швеция, Италия
и др.) - при полной автоматизации местной Т. с. степень автоматизации
междугородной достигает 70-99%. В СССР местная Т. с. автоматизирована на
92%, междугородная - на 34% (включая полуавтоматич. соединения).
Среди действующих АТС различных систем распространены преим. координатные,
а наиболее перспективны квазиэлектронные и электронные телеф. станции,
в к-рых предусмотрен переход управляющих устройств на ирограммное
управление процессами коммутации телеф. каналов и распределения потоков
телеф. сообщений. При организации Т. с. в телеф. сетях, где действуют АТС
с программным управлением, открывается возможность введения дополнит, видов
обслуживания абонентов, в частности предоставления им таких дополнит, услуг,
как возможность применения сокращённого (с меньшим кол-вом знаков) набора
номеров наиболее часто вызываемых абонентов; установка ТА "на ожидание",
если номер вызываемого абонента занят; уведомление абонента о вызове, когда
он ведёт разговор с др. абонентом; переключение соединения на др. ТА; организация
одновременной Т. с. неск. абонентов (т. н. конференц-связь); обеспечение
ограниченному кол-ву абонентов приоритета (преимуществ, права на соединение).
Линии связи, используемые в Т. с.,-воздушные,
кабельные, радиорелейные, спутниковые - входят (обычно в различных комбинациях)
в
состав многоканальных систем передачи информации и представляют собой сложные
технич. сооружения: напр., на нек-рых междугородных кабельных линиях (см.
Междугородные
кабели связи) число управляемых дистанционно промежуточных усилителей
достигает неск. тысяч. По высокочастотным кабельным и радиорелейным линиям
осуществляется также электросвязь комбинированного вида -видеотелефонная
(см. Видеотелефон). Для дальней связи (напр., межконтинентальной
Т. с.) всё шире используются ИСЗ (см. Космическая связь).
Т. с. в СССР развивается на основе
разработанных в рамках Единой автоматизированной системы связи (ЕАСС)
технич.
средств общегосударственной автоматич. телеф. сети. Для обеспечения автоматич.
Т. с. между абонентами ЕАСС последовательно вводится единая система нумерации
абонентских установок во всей стране. Напр., для установления междугородной
Т. с. нужно набрать код выхода на междугородную телеф. связь (цифру 8),
код зоны нумерации, в к-рой находится вызываемый абонент (3 цифры),
номер стотысячной группы, в к-рую входит вызываемый абонент (2 цифры)
и
номер абонента в стотысячной группе (пять цифр). При соединении
абонентов в пределах местных телеф. сетей введена 5-, 6- и 7-значная нумерация.
Последняя допускает образование 10 млн. номеров в каждой зоне, но т. к.
две цифры - 8 (выход на междугородную связь)
и 0 (выход на спец.
и справочные службы) в номере не используются, то общая ёмкость
зоны ограничивается 8 млн. номеров.
Производство технич. средств Т. с.-одна
из быстро развивающихся отраслей пром-сти. За 1965-75 ср. темп прироста
кол-ва ТА в мире (и соответственно кол-ва телеф. переговоров) составлял
7,5% в год. Сети Т. с. являются, как правило, государственными, однако
в нек-рых капиталистич. странах (напр., в США) они принадлежат частным
компаниям.
Лит.: Развитие связи в СССР,
М., 1967; Автоматическая коммутация и телефония, ч. 1-2, М., 1968-69; Давыдов
Г. Б., Иванова О.H., Основные направления научно-технического прогресса
телефонной связи, М., 1974; Р у м п ф К. Г., Барабаны, телефон, транзисторы,
пер. с нем., М., 1974. Г. Б. Давыдов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я