ТЕЛУГУ ЛИТЕРАТУРА
лит-pa
народа андхра на языке телугу. Развивается в Индии. Возникла
в 9-10 вв. Ранний из сохранившихся памятников Т. л.-"Андхра Махабхарата"
Наннаи Бхатты (нач. 11 в.) - переложение части санскр. "Махабхараты".
Нанная
Бхатта - основоположник классич. поэзии и лит. языка, утвердившегося в
ср.-век. Т. л. Творчество Палкурики Соманатхи (1160-1240), автора поэм
"Сказание о Басаве" и "Сказание об „Учителе"", отразило настроения, порождённые
религиознореформаторским движением, направленным против сословно-кастового
строя и ортодоксального индуизма. Тиккана (1230-1300), создатель
героич. эпоса на телугу, и Ерапрагада (1280-1350) завершили "Андхра
Махабхарату". Шринатха (1380-1465) в своих лирико-эпич. произв. прославлял
любовь, красоту природы Юж. Индии. Баммера Потана (ок. 1405-между 1450-80)
в поэме"Великое сказание о господе" изложил историю воплощений бога Вишну.
В 16 в. Т. л. приобрела нац. характер.
Поэты Кришнадевараи (поэма "Подарившая гирлянду"), Аласани Педдана ("Сказание
о прародителе"), Найди Тиммана, Дхурджати, Тенали Рамакришна отличались
интересом к человеческой личности. Период упадка государственности и культуры
народа андхра (17-18 вв.) отмечен появлением формалистич. изощрённой эротич.
поэзии. Пессимистично творчество поэтов, свидетелей феод, междоусобиц и
европ. завоевания. На основе богатого фольклора и ранних форм народного
театра в этот период зародилась драма.
Предвестник новой Т. л.- поэт Вемана
(1700-50), выразивший идеи позднего бхакти, выступавший за всеобщее
равенство, против обрядности и догматики индуизма. Продолжатели Веманы
-бурж. просветители Андхры 19 в. Родоначальник просветительства и основоположник
совр. Т. л. Кандукури Виресалингам (1848-1919) выступил против ортодоксального
индуизма и сословнокастовых устоев феод, общества. Он -зачинатель антибрахманской
сатиры (фарсы, комедии), автор социально-бытового романа "Жизнь
Раджасекхары". Историч. роман и драма кон. 19 в. проникнуты настроениями
зарождающегося бурж. национализма (Чилакамарти Лакшминарасимхам, Чилукури
Вирабхадра Рао и др.).
В нач. 20 в. развивается демократич.
движение за новый лит. язык взамен малопонятного народу классич. языка.
Его возглавил писатель Гуразада Аппарао (1861-1915), автор пьесы
"Выкуп за невесту" (1896), просветит. комедий. Выступил как создатель
жанра новеллы на телугу, зачинатель лирико-романтич. и патриотич. поэзии
(стих. "Любовь к родине" - нац. гимн шт. Андхра-Прадеш). Первые десятилетия
20 в. отмечены подъёмом лит-ры, обществ, и науч. мысли, публицистики, что
в значит, степени связано с ростом нац. движения. Достигла успехов лирико-романтич.
поэзия. Поэмы Раяпролу Суббарао (р. 1892), Девулапалли Кришнашастри (р.
1897), Аббури Рамакришны Рао (р. 1896), Вишванатхи Сатьянараяны (р. 1895)
отличаются богатством образов, метрич. разнообразием, новизной тематики.
Романтизм в поэзии складывался под влиянием англ, поэтов-романтиков и Р.
Тагора.
Романтики
обратились к фольклору ("Песни Енки" Нандури Суббарао). В прозе
20-х гг. значит, явлением стал многоплановый роман Уннавы Лакшминараяны
"Деревня неприкасаемых" (1921), правдиво изображающий крест, движение
и борьбу "неприкасаемых" Ан дхры.
В 30-40-е гг. развивается реалистич.
социально-психологич. роман, но во мн. соч. ("Нараяна Рао" Адиви Бапираджу,
1895-1952; "Морской берег" Вишванатхи Сатьянараяны и др.) уживаются
романтич. и реалистич. тенденции. Новеллистика представлена произведениями
Чинты Дикшитулу (р. 1891), Гудипати Венкатачалама [псевд.- Ч а л
а м (р. 1894)], Маллади Рамакришны Рао (р. 1903). В поэзии
преобладает революц. романтизм, видный представитель к-рого - поэт Шрирангам
Шриниваса [псевд.- Ш р и III р и (р. 1910)], испытавший влияние
сюрреализма. В поэтич. цикле "Великое путешествие" он бросил вызов старому
миру, призывал к социальной справедливости. В духе революц. романтизма
писали также поэты Арудра, Дасаратхи и др. Т. л. 40-х гг. овеяна пафосом
борьбы за нац. независимость, массового крест, антифеод, движения: драматургия
В. Бхаскарарао (1914-1957) и С. Сатьянараяны (р. 1919), поэзия
Рамана Редди (р. 1928), Кундурти и др.
Достижение Индией независимости в
1947 вызвало оживление культурной жизни. Растёт число периодич. изданий,
усиливаются культурные связи, переводится рус. классич. и сов. лит-pa.
В 50-60-х гг. произошло размежевание сил в лит-ре. Прогрессивные писатели
поднимают острые вопросы обществ, жизни: поэма А. Сомасундара
(р. 1924) "Песнь о пяти принципах", роман Р. Рамамохана Рао
(р. 1909) "Колесница" (1956) -о жизни и борьбе крестьян;
роман К. Кутумбы Рао (р. 1909) "Обучение" - из жизни интеллигенции.
На
творчестве нек-рых писателей сказалось влияние экзистенциализма и фрейдизма
[Бхаскарабхатла Кришна Рао (1918-62), роман "Соломинки, унесённые
потоком"]. Буччибабу (1916-67) в романе "Что остаётся" (1952),
показывая одиночество человека во враждебном ему мире собственничества,
выдвинул идеал служения народу. О злоключениях "маленького человека" рассказал
Рачаконда Вишванатха Шастри (р. 1922) в романе "Ничтожный" (1952).
Роман в 50-60-е гг. развивался в основном как реалистический и социально-психологический.
Упрочению социального рассказа содействовали Т. Гопичанд (1910-62),
придерживающийся марксистских идей и посвятивший многие произведения судьбе
инд. интеллигенции, и К. Кутумба Рао. К крест, теме тяготеет Каруна Кумар.
Мастер психологич. новеллы - Палагумми Падмаразу (р. 1915). Юморист
Муниманикьям Нарасимха Рао (р. 1898) - автор рассказов, героиня
к-рых проявляет стойкость перед жизненными невзгодами. • В "Шести
рассказах о сухом законе" (1962) Рачаконды Вишванатхи Шастри звучит социальный
протест. В 60-е гг. появились многочисленные произведения
асоциальной и аполитичной массовой лит-ры. Во 2-й пол. 60-х гг. возникло
полное анархич. протеста течение "обнажённой поэзии" (дигамбара), близкое
к "новой поэзии" хинди и другим "движениям молодых" в инд. поэзии 60-х
гг. Т. л. кон. 60 - нач. 70-х гг. характеризуется острой борьбой прогрессивной
и демократической литературы против маоистски окрашенных нигилистических
тенденций.
Лит.: Гуров H., Петруничева
3., Литература телугу, М., 1967; R аj u P. Т., Telugu literature, Bombay,
1944; Лакшмиранджанам К x., Андхра сахитья чаритра санграхаму, Хайдарабад,
1956; С и т а р а м а и я К., Навьяндхра сахитья видхулу, т. 1 - 3, Мадрас,
[195-]; Венката СуббайяГ., Акшарабхишекам, Виджаявада, 1963; S i t а р
a t i G. V., History of Telugu literature, Delhi, 1968. 3. H. Петруничева.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я