ТЕМА
[от греч. thema, букв.-
то, что положено (в основу)], 1) предмет описания, изображения, исследования,
выступления, дискуссии. 2) Объект художеств, изображения, круг жизненных
явлений, отображённых писателем или художником и спаянных воедино авторским
замыслом. Органич. связь с идейным замыслом в известной мере даёт основания
понимать Т. и как осн. проблему, идею произведения (отсюда - понятия "идейно-тематическая
основа" или "идейно-тематическое истолкование" произведения; см. Содержание
и форма в искусстве). Отмечая роль миросозерцания художника в выборе
и формировании Т., следует иметь в виду, что художественная Т. не существует
вне художественного образа и, в частности, вне сюжета (в повествоват.
и драматич. произв.), хотя её логич. вычленение и более допустимо,
чем иных компонентов художеств, содержания. Поэтому Т. нельзя
трактовать однозначно: всякое произведение тяготеет к многотемности -тематике
(этим же словом называют совокупность Т. отд. писателя, художественного
направления, эпохи). Образное "бытие" Т. приводит также к
тому, что в конечном итоге различные произведения на одну общую тему (напр.,
о "лишнем человеке* или "потерянном поколении'") обретают
разный духовно-ценностный смысл; в поэзии существуют т. н. "вечные темы"
- о любви, смерти, свободе и др. В сов. искусствознании бытует понятие
"тематическая картина" -художественное произведение на значит. Т. (военно-историч.,
трудовые, бытовые). Т. выступает жанрообразующим" принципом в изобразит,
иск-ве
(бытовой, историч. жанр, портрет) и отчасти в лит-ре (научная фантастика,
детективная лит-ра).
В музыке Т.- построение, выражающее
определённую муз. мысль и представляющее важный элемент музыкального произведения.
Как правило, в муз. пьесе Т. не только излагается, но и развивается. В
полифонич. музыке Т. одноголосна и поочерёдно проводится в различных голосах,
в гомофонной музыке Т. обычно объединяет ведущую мелодию и сопровождающие
голоса, дающие мелодии гармонич. истолкование. В основе относительно крупных
муз. пьес часто лежит 2-3 и более контрастирующих Т. (см. Политематиэм;
наиболее
сложное построение в инструм. музыке свойственно сонатной форме). В
др. случаях сочинение строится на б. или м. свободных (вплоть до изменения
жанровой основы) преобразованиях одной темы (см. Вариации, Монотематизм).
Иногда,
особенно в оперной музыке, значение Т. приобретают и очень короткие муз.
построения (см. Лейтмотив).
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я