ТЕМП

ТЕМП в музыке, скорость течения
(смены) метрич. счётных единиц (см. Метр). Т. тесно связан с характером
музыки. Первоначально Т. в нотах не указывался и исполнитель судил о нём,
исходя из самой музыки, её содержания и фактуры. С 17 в. Т. стали обозначать
спец. итал. терминами. Осн. Т. (в порядке возрастания): ларго,
ленто, адажио
(медленные), анданте, модерато (умеренные),
аллегро,
виваче
(виво), престо (быстрые). Многие из этих
терминов ранее определяли и общий характер музыки (напр., аллегро - букв,
"весело"); нек-рые сохранили подобный смысл (напр., ларго -"широко").
Эти термины применяются и с дополнит, словами, усиливающими или ослабляющими
значение осн. слова (напр., мольто -"очень", ма нон троппо-"но не слишком").
Иногда композитор обозначает Т. и на др. языке (своём родном) -
нем., франц., рус. и др. В ряде случаев Т. указывается косвенно, ссылкой
на жанр, связанный с определённой скоростью движения (напр., "в темпе марша",
"в темпе вальса"). Обозначение Т. может служить и названием целой
пьесы, выдержанной в данном Т. (адажио, аллегро и др.).


Словесные обозначения Т. приблизительные;
разные исполнители в соответствии со своим пониманием произв. и особенностями
своей психики исполняют ту же пьесу в неск. различающихся Т. Метроном
позволяет
вполне точно указывать Т. Однако даже метрономич. указания, исходящие от
самого композитора, представляют лишь ориентир для исполнителя, к-рый может
в нек-рых пределах отклоняться от них. Хотя в каждой муз. пьесе обычно
главенствует к.-л. один Т., он выдерживается "в среднем", тогда как в отд.
фразах в соответствии с логикой их развития слегка ускоряется или замедляется
(см. Агогика). Нередко встречаются и более значит, ускорения и замедления
Т., предписываемые композитором; для их обозначения существуют особые термины:
аччелерандо, стринжендо, пиу моссо (ускорение),
раллентандо,
ритенуто,
мено моссо (замедление); возвращение к первоначальному Т.
обозначается словами темно примо.


Различия в Т. и характере движения
наряду с др. факторами определяют контраст между частями циклич. муз. произведений
(симфонии, сонаты, сюиты и др.).


Лит.: Назайкинский Е. В.,
О музыкальном темпе, М., 1965.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я