ТЕМПЕРА
(итал. tempera, от
temperare - смешивать краски), живопись красками, связующим веществом в
к-рых являются эмульсии из воды и яичного желтка, а также из разведённого
на воде растительного или животного клея, смешанного с маслом (или с маслом
и лаком). Т., известная уже в Др. Египте, в ср. века стала осн. техникой
станковой живописи, а иногда использовалась и для росписи зданий. Ср.-век.
иконописцы писали Т. на загрунтованных досках и покрывали оконченную живопись
слоем олифы или масляного лака. С 15 в. в Зап. Европе (а в России с 18
в.) Т. вытесняется масляной живописью. В кон. 19-20 вв. Т. вновь широко
применяется для станковых и декоративно-прикладных работ. Совр. картины,
написанные Т., не покрывают лаком, и поэтому они имеют бархатистую матовую
фактуру. Цвет и тон в произведениях, написанных Т., проявляют несравненно
большую стойкость к внеш. воздействиям и дольше сохраняют первоначальную
свежесть по сравнению с красками масляной живописи.
Илл. см. на вклейке к стр. 32-33.
Лит.: Филатов В. В., Русская
станковая темперная живопись. Техника и реставрация, М., 1961; Wehlte К.,
Тетреramalerei, 4 Aufl., Ravensburg, [1961].
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я