ТЕМПЕРАЦИЯ
(от лат. temperatio
-правильное соотношение, соразмерность) в музыке, выравнивание интервальных
отношений между ступенями звуковысотной системы. Сущность Т. состоит в
небольших изменениях величины интервалов, гл. обр. квинт, по сравнению
с их акустически точной величиной (по натуральному звукоряду). Эти изменения
делают строй замкнутым, позволяют использовать все тональности и аккорды
самой различной структуры, не нарушая сложившихся эстетич. норм восприятия
интервалов, не усложняя конструкции инструментов с фиксированной высотой
звуков (типа органа, клавира, арфы). Потребность в Т. возникла в 16-18
вв. с появлением новых муз. форм и жанров, с развитием средств муз. выразительности.
В применявшихся до этого пифагоровом и чистом строях (см. Строй музыкальный)
имелись небольшие высотные различия между энгармонич. звуками (см. Энгармонизм):
не
совпадали по высоте друг с другом, напр., звуки си-диез и до, ре-диез и
мибемоль. Это тормозило развитие ладотональной и гармонич. систем: нужно
было или конструировать инструменты с неск. десятками клавиш в октаве,
или отказаться от переходов в далёкие тональности. В первых, неравномерных
темперациях музыканты пытались сохранить величину большой терции такой
же, как в чистом строе.
В 12-ступенном равномерно-темперированном
строе все чистые квинты уменьшены на Viz пифагоровой коммы; от этого строй
стал замкнутым, октава оказалась разделённой на 12 равных полутонов и все
одноимённые интервалы стали одинаковыми по величине. Психофизиологич. основой
использования нового строя явилась открытая позже зонная природа звуковысотного
слуха (см. Зона). Попытки преодолеть интонационные недостатки 12-ступенной
Т. путём создания строя с 24, 36, 48, 53 и большим количеством темперированных
ступеней в октаве не увенчались успехом, 12-ступенная Т. остаётся оптимальным
решением проблемы строя.
Лит.: Ш е р м а н H., Формирование
равномерно-темперированного строя, М., 1964. Ю. Я. Рагс.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я