ТЕНДЕНЦИЯ
и тенденциозность
(от лат. tendo - направляю, стремлюсь), в искусстве идейно-эмоциональное
отношение автора к отображённой действительности, осмысление и оценка (скрытые
или непосредственные) проблематики и характеров, выраженные через
систему образов. В таком понимании Т.- органич. часть художеств, идеи,
её ценностный аспект и присуща всякому художеств, произв. (исключая чисто
экспериментальные). В качестве синонима Т. нередко употребляют понятие
пафоса.
В более употребит, и узком значении
Т. называют социальное, политич., нравств.-идеологич. пристрастие, преднамеренность
художника, вольно или невольно, но открыто выразившиеся в реалистическом,
ориентированном на предельную объективность произв. (посредством растворения
"личности" в "принципе", т. е. её идеализации, шаржирования, рассудочного
построения, или неоправданного логикой конфликта финала произв., или иного
способа "выхода идеи из образа"). Однако ряд совр. исследователей
предпочитают в этом случае говорить не о Т., а о тенденциозности. Следует
отметить, что на практике, в лит. полемике и конкретных критич. оценках
смысл и эстетич. оценка Т. и тенденциозности многозначны, хотя приведённые
определения и остаются в сов. критике наиболее общезначимыми ориентирами.
Понятия Т. и тенденциозности становятся
остропроблемными в сер. 19 в., т. е. в период зрелости реализма и
одновременно - первых симптомов натурализма, поставившего под сомнение
"идеальное" начало в иск-ве и ориентировавшегося на "бесстрастие" естеств.
наук. Писатели-реалисты равно отстаивают и предельную объективность в отображении
реальности (или "основ" и "логики жизни"), и образное выражение
"идеального", "высшего взгляда" автора; но художественно совершенным признают
лишь их слияние, при к-ром авторская "идея о мире" присутствовала бы "между
строк" (Л. H. Толстой). Открытая же Т., или тенденциозность ("идея
высказывается помимо образа" - И. А. Гончаров), в реалистич. эпосе
и драме обычно нарушает художественную правду, внутреннее самодвижение
конфликта и самораскрытие характеров, хотя при этом может и не противоречить
объективным "запросам жизни". Однако, противополагая открыто "тенденциозное"
"художественному", рус. классики не боялись впадать в тенденциозность,
когда необходимо было выразить наболевшую мысль о животрепещущих проблемах
социального бытия ("Бесы" Ф. М. Достоевского или "Воскресение" Л. H. Толстого).
Такой особенности рус. реалистов остаётся верным иск-во социалистического
реализма, начиная с его основоположника М. Горького (роман "Мать").
Марксистская критика всегда отстаивала
Т. в широком смысле, особенно в борьбе с формализмом и "искусством
для искусства*; оценка же Т. в узком смысле, или тенденциозности, не
может быть однозначна: открытая Т. естественна в жанрах сатиры (в т. ч.
карикатуры), романтики, гражд. лирики, научной фантастики, аллегории,
плаката, в произв., исполненных романтич. начала; в реалистических же эпич.,
драматич., живописных произв., тяготеющих к объективному, художественно
беспристрастному отображению, "свободный выход субъективности художника"
(Гегель) может быть идейно оправдан, если в них поставлены кардинальные
проблемы обществ, жизни, а их освещение автором - самобытное, выстраданное
и глубокое, свободное как от иллюстративности, так и от мелкотравчатого
обличительства, о которых насмешливо писал Ф. Энгельс (см. К. Маркс и Ф.
Энгельс, Об искусстве, т. 1, 1967, с. 8-9), считая такую Т. уделом
литераторов "мелкого калибра". В сов. эстетике понятия Т. и тенденциозности
идейно конкретизируются в принципе партийности иск-ва (см. Партийность).
В. А. Калашников, Ю. Б. Смирнов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я