ТЕОДИЦЕЯ
(франц. theodicee,
от греч. theos - бог и dike - справедливость), "оправдание бога",
общее обозначение религ.-филос. доктрин, стремящихся согласовать идею "благого"
и "разумного" божеств, управления миром с наличием мирового зла, "оправдать"
это управление вопреки существованию тёмных сторон бытия. Термин введён
Г. В. Лейбницем в трактате "Опыты теодицеи о благости божией, свободе
человека и первопричине зла" (1710).
Ист. формы Т. целесообразно рассматривать
в порядке поступат. расширения "божественной ответственности" за мировое
бытие. Так, в политеизме, особенно в его первобытно-анимистич. формах
или в греко-рим. мифологии, наличие множества богов ограничивает личную
ответственность каждого из них, а их постоянные раздоры отодвигают на задний
план мысль об их общей ответственности. Однако и от таких божеств можно
требовать того, что требуется от любого старейшины и судьи, т. е. справедливого
распределения наград и наказаний. Поэтому первая и самая общая форма критики
божеств, "управления" миром есть вопрос: почему дурным хорошо, а хорошим
дурно. Наиболее примитивная форма Т.: в конце концов хорошему будет хорошо,
а дурному - дурно. Новый вопрос: когда же наступит это "в конце концов"?
Вот добрый умер в безнадёжности, а злой - в безнаказанности: где обещанное
возмездие? Выводя перспективу возмездия из ограниченных пределов жизни
одного человека в бесконечные дали времени, Т. относила возмездие не к
индивиду, а ко всему роду в целом (что представлялось справедливым с точки
зрения патриархальной морали). Однако этот ход мысли перестал удовлетворять,
когда идея личной ответственности восторжествовала над безличными родовыми
связями: новые формы Т. апеллируют уже не к вечности рода, а к вечности
индивида в перспективе эсхатологии. Таково учение о перерождениях
у орфиков, в брахманизме, буддизме и т. д., предполагающее
причинно-следств. связь между заслугами и винами предыдущей жизни и обстоятельствами
последующего рождения, и доктрина о возмездии за гробом, характерная для
др.-егип. религии, позднего иудаизма, особенно для христианства
п ислама, однако играющая роль и в различных политеистич. верованиях,
в буддизме махаяны п т. п. У представителей антич. идеализма мироправленне
богов заранее ограничено предвечным началом - косной материей, к-рая сопротивляется
устрояющей силе духа и ответственна за мировое несовершенство. Этот выход,
однако, невозможен для библейского теизма с его учением о создании
мира из ничего и о безусловной власти бога над своим созданием: если полновластная
воля бога предопределяет все события, в т. ч. и все акты человеческого
выбора, то не есть ли всякая вина - вина бога? Концепция предопределения,
жёстко
проведённая у джабаритов в исламе и у Ж. Кальвина в христианстве,
не оставляет места для логически построенной Т.; последняя развивалась
исходя из принципа свободы воли: свобода сотворённых богом личностей
ангелов и людей для своей полноты включает возможность морального зла,
в свою очередь порождающего зло физическое. Эта аргументация составляет
основу христ. Т. от новозаветных текстов до релит, философии 20 в. (напр.,
у H. А. Бердяева). Менее специфична для теизма эстетико-космологич.
Т., утверждающая, что частные недостатки мироздания, запланированные художническим
расчётом бога, усиливают совершенство целого. Этот тип Т. (или космодицеи
-"оправдания мира") встречается уже у Плотина и доведён до
предельной систематичности у Лейбница: наилучший из возможных миров есть
мир с наибольшим разнообразием ступеней совершенства существ; бог, по "благости"
своей желающий наилучшего мира, не желает зла, но допускает его постольку,
поскольку без него не может осуществиться желаемое разнообразие.
Т. была подвергнута критике мн. мыслителями нового времени. П. Гольбах
опроверг аргументы Т. в "Системе природы" (1770). Оценка Лейбницем
данного мира как наилучшего была высмеяна Вольтером в романе "Кандид,
или Оптимизм" (1759), а растворение мук и вины индивида в гармонии
мирового целого отвергнуто Ф. М. Достоевским в "Братьях Карамазовых".
Последовательно атеистич. мировоззрение
отвергает проблему Т., "оправдания бога" как лишённую к.-л. смысла. С.
С.
Аверинцев.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я