ТЕОСОФИЯ
(от греч. theos -
бог и sophia -мудрость, знание), 1) в широком смысле слова
- мистич. богопознание (см. Мистика). В Ареопагигпиках синоним теологии.
Позднее
Т., в отличие от теологии, опирающейся на откровение и догматы, стали называть
учения о божестве, исходящие из субъективного мистич. опыта и стремящиеся
изложить этот опыт в виде связной системы. Нек-рые исследователи относили
к Т. гностицизм, неоплатонизм, каббалу и т. п. Более распространённым
является, однако, отнесение этого термина к ряду мистич. учений 16-18 вв.,
стоящих вне прямой церковной христ. традиции,- Я. Бёме, Парацелъса,
Л.
К. СенМартена, Э. Сведенборга, Ф. Этингера и др. Ф. В. Шеллинг
употреблял термин "Т." для обозначения синтеза мистич. богопознания и рациональной
философии; близко к этому понятие "свободной Т." у Вл. Соловьёва.
2) Религ.-мистич. учение рус.
писательницы Е. П. Блаватской (1831-91; соч. "Тайная доктрина", 1888)
и
её последователей. Сложилось под влиянием инд. религ.-филос. концепций
брахманизма,
буддизма, индуизма (учение о карме -перевоплощении человеческой
души и космич. эволюции как манифестации духовного абсолюта), а
также оккультизма и нек-рых элементов гностицизма. Отбрасывая
"историч. формы религии", Т. стремилась объединить различные вероисповедания
через раскрытие тождественности сокровенного смысла всех религ. символов
и создать на этой основе род "универсальной религии", не связанной к.-л.
определённой догматикой. Согласно Т., конечная цель человека - достижение
оккультного "знания" и сверхъестеств. способностей - осуществляется благодаря
наличию эзотерич. традиции немногочисл. "посвящённых", или "мастеров",
инспирирующих духовную эволюцию человека. Теософское об-во было основано
в 1875 в Нью-Йорке Блаватской и амер. полковником Г. Олкоттом с целью "образовать
ядро всемирного братства", "содействовать сравнит, изучению религии и философии",
"исследовать неизученные законы природы и скрытые силы человека". Деятельность
об-ва вскоре распространилась на мн. страны Европы и Америки; в 1879 центр
его был перенесён в Индию (с 1882 - в предместье Мадраса). После
смерти Олкотта (1907) президентом об-ва стала А. Безант, к-рая
в 1912 объявила Кришнамурти новым "спасителем" человечества (позднее
Кришнамурти отошёл от Т.), после чего произошёл раскол и из Т. выделилась
антропософия
во главе с Р. Штейнером. Как форма вневероисповедной мистики
Т. свидетельствует о кризисе традиц. религий, к-рые она пытается заместить
собой.
Лит.: Ледбитер Ч., Краткий
очерк теософии, пер. с англ., Калуга, 1911; Ш а хн о в и ч М. И., Современная
мистика в свете науки, М.- Л., 1965; G и е п о п R., Le theosophisme. Histoire
d'une pseudoreligion, P., 1921; В i c h 1 m a i r G., Christentum. Theosophie
und Anthroposophie, W., 1950.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я