ТЕПЛОВОЗ

ТЕПЛОВОЗ один из видов
локомотивов,
на к-ром первичным двигателем является двигатель внутр. сгорания. Осн.
элементы Т.: тепловозный двигатель, силовая передача,
экипажная
часть, вспомогат. оборудование. Установленный в машинном отделении Т. двигатель
превращает тепловую энергию сжигаемого топлива в механич. или электрич.
энергию, к-рая через механич., гидромеханич. или электрич. силовую передачу
реализуется в движение колёсных пар.



Идея использования теплового двигателя
на локомотиве возникла в кон. 19 в. Предшественники Т.- автодрезины,
мотовозы,
создававшиеся гл. обр. для внутризаводских перевозок. Рус.
инж. В. И. Гриневецкий в 1908-12 создал опытный двигатель внутр.
сгорания, приспособленный к переменным нагрузкам, возникающим при работе
локомотива. Т. с таким двигателем и прямой передачей был спроектирован,
но не был построен. В 1922 Т. оригинальной конструкции с механич. генератором
газа предложил сов. инж. А. H. Шелест. (Его идея была осуществлена только
в 50-е гг. 20 в. в Швеции.) Первый магистральный Т. (рис. 1)
был
создан в СССР в 1924 по проекту Я. М. Гаккеля. Наиболее распространены
Т. с электрич. передачей (рис. 2, 3), в к-рых коленчатый вал осн. двигателя
вращает якорь гл. электрогенератора, вырабатывающего электрич. ток для
питания тяговых электродвигателей. Через зубчатую передачу вращение якорей
тяговых электродвигателей передаётся колёсным парам.


К экипажной части Т. относятся гл.
рама, двух-, трёх- или четырёхосные тележки с колёсными парами, буксами
и рессорным подвешиванием (см. Подвеска). На гл. раме Т. располагается
кузов. Т. выполняются одно-, двух- и трёхкузовными (одно-, двух- и трёхсекционными).
В кузове размещается кабина машиниста, из к-рой осуществляется управление
Т. Машинист при помощи контроллера устанавливает определённую частоту вращения
вала двигателя, а изменение режимов работы электрогенератора и тяговых
электродвигателей производится автоматически в зависимости от профиля ж.-д.
пути. От машинной части кабину обычно отделяет аппаратная камера, в к-рой
размещены приборы и аппараты для выполнения переключений в силовой цепи
Т. В машинном отделении, кроме двигателя, находится гл. генератор, компрессор,
аккумуляторная батарея, фильтры и т. п. Т.- экономичный локомотив, на к-ром
энергия топлива используется примерно в 6 раз эффективней, чем на паровозе.
Совр. Т. имеют расчётный кпд 28-32% , развивают скорость 120-160 км/ч
и
более.


Рис. 1. Первый магистральный тепловоз
с дизелем мощностью 750 квт (1000 л. с.),построенный в СССР
в 1924.


Рис. 2. Двухсекционный тепловоз 2ТЭ10Л
с двумя дизелями общей мощностью 4400 квт (6000 л. с.). Ворошиловград.
1962.


Рис. 3. Двухсекционный тепловоз 2ТЭ116-001
с двумя дизелями общей мощностью 4400 квт (6000л. с.). Ворошиловград.
1971.


Лит.: Якобсон П. В., История
тепловоза в СССР, М., 1960; Тепловоз ТЭЗ, 5 изд., М., 1973; Тепловозы СССР.
Каталог-справочник, М., 1974. П.И.Кметик.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я