ТЕПЛОВОЙ ДВИГАТЕЛЬ
двигатель,
в
к-ром тепловая энергия преобразуется в механич. работу. Т. д. составляют
наибольшую группу среди первичных двигателей и используют природные энергетич.
ресурсы в виде химического или ядерного топлива. В основе работы Т. д.
лежит замкнутый (или условно замкнутый) термодинамич. цикл (см.
Цикл
двигателя). Эффективность работы идеального Т. д. определяется термодинамич.
кпд (см. Круговой процесс). Работа реального Т. д., имеющего дополнит,
потери, напр, на трение, вихреобразование, тепловые потери, оценивается
т. н. эффективным кпд, т. е. отношением механич. работы на выходном валу
Т. д. к подведённой тепловой энергии. Эффективный кпд Т. д. колеблется
в пределах 0,1-0,6. По типу машин, осуществляющих рабочие термодинамич.
процессы, Т. д. подразделяются на поршневые двигатели (см. Поршневая
машина), роторные двигатели и реактивные двигатели.
Возможны
комбинации этих типов Т. д., напр. турбореактивный двигатель, Ванкеля
двигатель. По способу подвода теплоты для нагрева рабочего тела Т.
д. подразделяются на двигатели внутреннего сгорания, в к-рых процессы
сгорания топлива и преобразования теплоты в механич. работу происходят
в одних и тех же рабочих полостях (цилиндрах) Т. д., и двигатели
внешнего сгорания, в к-рых рабочее тело получается (или нагревается)
вне
самого Т. д. в спец. устройствах (см., напр., Стирлинга двигатель, Паровая
машина). о. H. Емин.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я