ТЕПЛОХОД

ТЕПЛОХОД судно, приводимое
в движение двигателем внутреннего сгорания; наиболее распространённый
тип самоходного судна. Мощность от гл. судового двигателя Т. передаётся
на движитель непосредственно или с помощью редуктора, иногда через соединит,
муфты
(механич.,
гидравлич. и др.). Ранее Т. наз. также дизель-электроходы - суда
с дизельными гл. двигателями и электрич. передачей мощности на гребные
электродвигатели (см. Электроход).


Т. впервые построены в России: для
работы на р. Волге - винтовой танкер "Вандал" (1903) с 3
двигателями мощностью по 88 кет (120 л. с.) и электропередачей
на гребной вал, танкер "Сармат" (1904) с механич. приводом гребного вала,
колёсное буксирное су дно "Мысль" (1907) и др.; для работы на Каспийском
м. - танкер "Дело" (1908) с 2 гл. двигателями общей мощностью 735 кет
(1000
л.
c.). Первая подводная лодка с 2 четырёхтактными реверсивными двигателями
внутр. сгорания мощностью по 88 кет - рус. "Минога" (1908). За рубежом
транспортные Т. появились в 1922 - в Дании был сооружён танкер "Зеландия"
с 2 двигателями мощностью по 920 кет
(1250 л.
c.).
В 1913 из 80 Т. мирового флота 70 принадлежали России.


Совершенствование судовых двигателей
внутр. сгорания - повышение их кпд, уменьшение массы, габаритов, повышение
надёжности, увеличение агрегатной мощности - способствовало вытеснению
Т. судов с паровыми машинами. К 1930 в составе гражд. флота, по данным
англ. "Регистра судоходства Ллойда", было ок. 10% Т. По тому же источнику,
к сер. 1974 доля Т. возросла примерно до 88,5% (учитывая суда вместимостью
не менее 100 per. т), а их вместимость составила 63% от валовой
вместимости мирового самоходного флота. Среди заказанных и строящихся к
кон. 1974 судов дедвейтом не менее 2000 т Т. было ок. 83% по количеству
судов, или ок. 43% по дедвейту, и ок. 63% по мощности гл. двигателей.


В качестве гл. двигателей на Т. применяют
двух- и четырёхтактные, мало-, средне- и высокооборотные двигатели внутр.
сгорания. В 1975 наибольшая агрегатная мощность судовых двигателей достигла
36300 кет (48 000 л .с.) на паромах-Т. (Япония), наибольшая
мощность установки - 2 X 29 400 кет (2 X X 40 000 л. c.)
на
контейнеровозах
(Япония). При высокой мощности гл. двигателей Т. могут конкурировать
с турбоходами. В составе вспомогательного оборудования машинного отделения
Т.-воздушные компрессоры и баллоны со сжатым воздухом для пуска двигателей,
система охлаждения поршней и цилиндров забортной и пресной водой, оборудование
для очистки и подачи в двигатель под высоким давлением топлива и смазочного
масла. Теплота отходящих газов от двигателей ср. и большой мощности на
ходу используется для выработки пара в утилизационном котле; пар используют
для произ-ва электроэнергии и др. судовых нужд. Э.
Г. Логвинович.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я