ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
подготовка
инженеров и техников для пром-сти, стр-ва, транспорта, связи, сельского
и лесного х-ва. (Подготовка квалифицированных рабочих для нар. х-ва осуществляется
в системе профессионально-технического образования.) Под термином
"Т. о." понимается также совокупность научно-теоретич. и практич. знаний
и навыков, позволяющих получившим это образование решать производственно-технич.,
экономич. и др. задачи по своей специальности. Наряду со специальным существуют
вспомогательное и общее Т. о. Вспомогательное Т. о. имеет целью дать студентам
вузов и учащимся средних спец. уч. заведений технич. знания и навыки, необходимые
для изучения и использования машин, механизмов, аппаратов, автоматизированных
средств управления, применяемых во многих сферах науки, образования, культуры.
К вспомогательному Т. о. относятся технич. и технологич. дисциплины, которые
изучаются на геологич., химич., физич., биологич. и др. ф-тах университетов,
на
агрономич. и зооветеринарных ф-тах с.-х. вузов, в мед., пед. и др. ин-тах
и ср. спец. уч. заведениях. Значение вспомогат. Т. о. возрастает по мере
оснащения технич. средствами различных областей науки и культуры (техника
экспериментальных исследований, вычислит, техника, технич. средства обучения,
аппараты и приборы для диагностики и лечения и т. д.). Общее Т. о. даёт
ср. общеобразоват. школа, закладывающая основы технич. знаний, умений и
навыков в процессе трудового, политехнич. обучения (см. Политехническое
образование).
Система спец. Т. о. в СССР включает
отрасли: геологич., горное, энергетич., металлургич., машиностроительное,
приборостроительное, радиоэлектронное, лесоинженерное, химико-технологическое,
технологическое (в области производства продовольственных продуктов и товаров
широкого потребления, а также бытового обслуживания), строительное, геодезич.,
гидрометеорология., транспортное и связи (о содержании и развитии отраслей
Т. о. см. спец. статьи, напр. Горное образование, Транспортное образование
и
др.).
Специалисты с высшим Т. о. готовятся
в политехнич. и индустриальных ин-тах, отраслевых втузах (в т. ч. заводах-втузах),
на
технич. ф-тах нек-рых университетов, а также в высших технич.
военноучебных
заведениях (см. Высшие учебные заведения и статьи об отд. группах
втузов, напр. Авиационные институты, Энергетические институты). Число
втузов в СССР составляет ок. '/з всех высших уч. заведений (266 в 1975),
в союзных и автономных республиках, во многих пром. центрах созданы политехнические
и отраслевые втузы. Подготовка специалистов во втузах рассчитана на 5-6
лет. Уч. план каждой специальности Т. о. состоит из общенаучных, общеинженерных
и спец. дисциплин. В цикл общенаучных дисциплин входят социально-экономич.
науки (история КПСС, политэкономия, марксистско-ленинская философия, науч.
коммунизм), высшая математика, теоретич. механика, физика, химия, иностр.
язык и другие -в зависимости от специальности; к общеинженерным относятся:
начертательная геометрия и графика, вычислит, техника в инженерных и экономических
расчётах, детали машин, теория механизмов и машин, технология конструкционных
материалов, материаловедение, сопротивление материалов, электротехника,
гидравлика и гидравлич. машины, теплотехника с термодинамикой и другие-в
зависимости оттребований спец. подготовки. Общенаучные и общеинженерные
дисциплины обеспечивают подготовку специалистов широкого профиля. В цикле
спец. дисциплин особо важное значение имеют общеспец. дисциплины, закладывающие
науч. основы спец. подготовки (напр., теория различных технологич. процессов;
теория, расчёт и конструирование тех или иных машин, приборов; автоматика
и т. п.). Большое внимание уделяется экономич. подготовке будущих инженеров:
на всех специальностях изучаются конкретная экономика и организация, планирование
и управление производством. В уч. планах всех специальностей есть курс
охраны труда, включающий основы техники безопасности и противопожарной
техники. В соответствии с требованиями научно-технич. прогресса в уч. планы
втузов введены курсы пром. электроники, автоматики, автоматизации производственных
процессов, применения атомной энергии в нар. х-ве и др. Значительно увеличено
кол-во часов на изучение математики; в программу общего курса включены
теория вероятностей, математич. статистика, элементы линейного программирования
и оптимального управления процессами. Чаще всего первые два (иногда три)
года изучаются общие для всех специальностей дисциплины. Спец. подготовка
в большинстве случаев начинается с 3-4-го курса. В процессе обучения студенты
самостоятельно выполняют ряд расчётно-графич. работ и курсовых проектов
(напр.,
в машиностроительных ин-тах-по теории машин и механизмов; по деталям машин,
подъёмным машинам и механизмам). На старших курсах выполняются 3-5
курсовых проектов по специальности (по инженерно-строительным и архитектурным
специальностям -6-9). Студенты проходят учебную практику в уч. мастерских,
на уч. полигонах и т. п. и производственную практику на предприятиях.
Получение высшего Т. о. завершается подготовкой и защитой дипломного
проекта (или дипломной работы экспериментального характера).
Выпускники получают квалификацию инженера соответствующей специальности,
по науч. уровню эквивалентную квалификации, к-рая присваивается, напр.,
выпускникам высших технич. уч. заведений США, Великобритании, Японии и
др. стран, защитившим диссертационную работу на соискание 2-й проф. академич.
степени - магистра.
Подготовка техников ведётся в средних
специальных учебных заведениях по широкому перечню специальностей (но
более узким, чем во втузах, профилям). Уч. планы ср. технич. уч.
заведений (техникумов) рассчитаны на 3,5-4 года (для окончивших
8-летнюю школу) и 2,5-3 года (для окончивших среднюю школу). Техникумы
на базе 8-летней школы дают не только спец. знания, но и общее образование.
Особое значение придаётся производств, обучению (600-700 часов уч. времени),
в процессе к-poro учащиеся получают квалификацию по рабочей профессии,
а также производств, работе и производств, практике по специальности. Так
же как и во втузах, в средних технических учебных заведениях принята система
курсового проектирования и по окончании обучения - защита дипломного проекта
(см. Среднее специальное образование).
Для получения Т. о. без отрыва от
работы существуют заочные и вечерние втузы и техникумы, а также ф-ты (отделения)
при
дневных высших и ср. спец. уч. заведениях. Сроки обучения в вечерней и
заочной системах Т. о. на 6-12 мес больше, чем на соответств. специальностях
дневных отделений. Многие втузы имеют общетехнич. ф-ты (1-3-й курсы),
к-рые дают студентам общетехническую и общенаучную подготовку, позволяющую
в дальнейшем продолжать Т. о. по избранной специальности. Систематич. повышение
науч. уровня подготовки специалистов обеспечивается н.-и. работой кафедр
вузов, введением элементов исследований в лабораторные работы, курсовые
и дипломные проекты. Для повышения уровня науч. исследований во втузах
организованы проблемные лаборатории и вычислит, центры, в нек-рых -н.-и.
ин-ты. Для подготовки инженеров, владеющих основами технич. наук наряду
с глубокими математич., физич., экономич. знаниями, в системе сов. высшей
школы созданы Московский инженернофизический институт, Московский физико-технический
институт, ряд инженерно-математич. ф-тов во втузах и т. д. Науч. и
науч.-педагогич. кадры по технич. наукам готовятся преим. в аспирантуре
втузов
и н.-и. ин-тов.
В условиях науч.-технич. революции
в связи с быстрым обновлением, расширением знаний в Т. о. включается также
система повышения квалификации и переподготовки руководящих инж.-технич.
работников и специалистов. В институтах повышения квалификации, на
курсах при предприятиях, организациях и уч. заведениях специалисты с высшим
и ср. образованием изучают новейшие достижения науки и техники, средства
комплексной механизации и автоматизации производств, процессов, эффективные
методы науч. организации произ-ва, труда и управления. В вузах созданы
ф-ты повышения квалификации специалистов с высшим образованием и в ряде
ин-тов (напр., в Уральском политехнич. ин-те, Московском ин-те управления
и др.) - ф-ты по подготовке организаторов пром-сти и стр-ва. В МГУ,
московских авиац., энергетич., инж.-физич. ин-тах, МВТУ им. H. Э. Баумана,
Ленинградском технологич. ин-те, Новосибирском ун-те и др. созданы спец.
ф-ты переподготовки инженеров по новым, перспективным направлениям развития
науки и техники.
Значит, успехов достигло Т. о. в
др. социалистич. странах, где число студентов и учащихся, получающих Т.
о., непрерывно растёт и составляет в нек-рых странах (напр., в ЧССР, ПНР,
НРБ) до 40-50% общей численности студентов. Системы Т. о. отвечают требованиям
нар. х-ва и нац. особенностям стран. В ряде стран (напр., в ПНР, ВНР, СРР)
ведётся подготовка инженеров двух типов: профессиональных (срок обучения
4 года) и магистров (4-5 лет). Проф. инженеры готовятся гл. обр. для практич.
деятельности, инженеры-магистры - для н.-и. и проектных организаций. В
НРБ Т. о. близко по структуре сов. Т. о. Крупнейшие центры Т. о. в социалистич.
странах: Варшавский и Познанский политехнич. ин-ты, Краковская горно-металлургич.
академия (ПНР); Дрезденский и Магдебургский технич. ун-ты, фрейбергская
горная академия (ГДР); Пражский политехнич. ин-т, Высшая технич.
школа
в Кошице, Горно-металлургическая школа в Остраве (ЧССР); Будапештский (ВНР),
Софийский (НРБ), Белградский (СФРЮ) политехнич. ин-ты И Т.
Д.
В капиталистич. странах высшее Т.
о. осуществляется в ун-тах и специализированных высших технич. уч. заведениях,
среднее - в университетских колледжах и других ср. технич. уч. заведениях
различного назначения. В ряде стран специалисту, получившему высшее Т.
о., выдаётся диплом инженера, к-рый не даёт права вести инж. работу (быть
автором проекта и т. п.); широкие права он получает после присуждения инж.
квалификации соответствующими инж. об-вами; она присуждается при наличии
неск. лет стажа практич. работы и сдачи спец. экзаменов (см. Высшее
образование и раздел Просвещение в статьях о странах).
Высшее Т. о. в США получают, как
Правило, в 2-3 этапа: первый (4 года) охватывает изучение общенауч. и спец.
технич. дисциплин и завершается присвоением окончившему инж. ф-т степени
бакалавра;
второй (примерно 1 год) -направлен гл. обр. на повышение уровня теоретич.
знаний по избранной специализации, выработку навыков самостоят, н.-и. работы
и завершается сдачей экзаменов или защитой диссертации на соискание степени
магистра наук. Введена академическая степень инженера (напр., в Массачусетсском
технологическом институте), к-рую могут получить бакалавры после прохождения
дополнительного курса обучения (до 2 лет). Получившие степень магистра
нередко поступают на работу в н.-и. и проектные орг-ции. В крупных фирмах
организуется третий этап Т. о. непосредственно на производстве для лиц,
имеющих степень бакалавра или магистра. В течение этого этапа (до 1 года)
слушатели изучают технологию, организацию и управление произ-вом, а также
специфику произ-ва фирмы и конкретного предприятия, где предстоит им работать.
Совершенствуется система спец. школ и ин-тов, предназначенная для повышения
квалификации специалистов и осуществления т. н. продолженного образования
технич. кадров. Во многих технич. колледжах и ин-тах Великобритании обучение
строится по системе т. н. слоёного пирога (sandwich), рассчитанной на 4-5
лет и предусматривающей чередование (через 3-6 мес) теоретич. занятий
с практич. работой в пром-сти. Во Франции инж.технич. кадры обычно готовятся
в ун-тах и спец. ин-тах различного профиля (высшие школы горного дела,
мостов и дорог, аэронавигации и др.). Курс обучения 4-6 лет, состоит обычно
из 3 циклов, причём в течение второго студент сдаёт экзамены на степень
лиценциата и может получить звание инженера, по окончании третьего
- степень доктора 3-го цикла и при наличии звания инженера может стать
соискателем степени доктора-инженера. В Японии Т. о. осуществляется на
базе ин-тов и отраслевых технич. ин-тов, как правило, в течение 4 лет.
Окончившие курс получают степень бакалавра, после дополнительного (1-2
года) обучения - степень магистра наук.
Важнейшие центры Т. о.: в США -Массачусетсский
технологич. ин-т (Кембридж), Технологич. ин-т Карнеги (Питсбург),
Бруклинский, Вашингтонский технологич. ин-ты, технич. ф-ты и колледжи Гарвардского,
Колумбийского, Калифорнийского, Иллинойсского, Станфордского и др. ун-тов;
в Великобритании - технич. ф-ты и колледжи ун-тов Кембриджа, Бирмингема,
Манчестера, Эдинбурга, Лидса, Шеффилда и др.; в ФРГ - Горная академия в
Клаустале, высшие технич. школы в Ахене, Гамбурге, Кёльне и др.; во Франции
- высшие технич. школы и технологич. ин-ты в Париже, Марселе, Лионе, Страсбуре,
ин-ты металлургии в Париже и Сент-Этьенне и др.
В развивающихся странах Т. о. осуществляют:
в Индии - Бомбейский, Кхарагпурский, Канпурский и Мадрасский технологич.
ин-ты, Бенгальский инж. колледж, инж. колледжи в Пуне и Варанаси; в Бирме
- Рангунский технологич. и Мандалайский технич. ин-ты; в Египте - Каирский
и Александрийский ун-ты, Эт-Таббинский металлургич. ин-т; в Алжире - Нац.
политехнич. школа, Аннабский горно-металлургич. ин-т и др.
В соответствии с потребностями научно-технич.
прогресса во мн. странах разрабатываются и осуществляются реформы Т. о.,
направленные гл. обр. на качественное совершенствование его.
Лит. см. при ст. Высшее
образование и статьях об отраслях спец. образования. А. И. Богомолов,
А. А. Пархоменко.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я