ТЕХНОКРАТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ
составная
часть большинства технологических теорий совр. бурж. социальноэкономич.
мысли, основанная на доктрине перехода управления и власти в капиталистич.
произ-ве и в обществе от собственников и политиков к инженерно-технич.
интеллигенции (технократии) и специалистам по управлению, выступающим
якобы в виде гл. "движущей силы" прогресса. В искажённой форме Т.
т.
отразили реальные процессы возросшего значения применения науки и найма
специалистов для функционирования обществ, произ-ва и гос-ва в условиях
научно-технической революции.
Т. т. зародились на основе резкой
критики Т. Вебленом (США) господства (финансовой
олигархии, как не соответствующей интересам развития техники и произ-ва.
Проповедь передачи власти инженерам, техникам и специалистам по управлению
стала лозунгом радикального антидемократич. технократизма 30-х гг. 20 века
(Г. Скотт, С. Чейз - США, Ж. Бенд - Франция). В соединении с органич.
теорией общества (см. Органическая школа) и идеями корпоративизма
(см. Корпоративное государство) Т. т. были использованы фашизмом
для
оправдания жестокого подавления рабочего класса. Сторонники управленческой
революции теории в 30-40-х гг. провозгласили (как будто бы уже свершившийся
в экономике США факт) переход власти к специалистам-менеджерам,
устраняющий, по их мнению, господство собственников и трансформирующий
всю систему капитализма. В 50-60-х гг. Т. т. получили широкое распространение
в Зап. Европе, включив в себя видоизменённую "теорию бюрократии" М. Вебера
(Германия).
Первоначальная умеренная критич.
направленность этой теории растворилась в концепциях технико-бюрократич.
"неорационализма" 50-х гг. (Г. Саймон, Д. Марч - США). Новый вариант Т.
т. стал выражением идеологии "сайентизма", безудержно восхвалявшей науку
и технику как средство "рационального и безболезненного" решения технократами
всех проблем производственного, экономич., социального и политич. развития
общества. На деле же высшим принципом науч. рационализации является прежде
всего всемерное развитие производств, и обществ, активности и инициативы
масс, борющихся за управление произ-вом, овладевающих накопленным духовным
богатством и устраняющих своей борьбой явления, блокирующие развитие произ-ва
и общества.
В кон. 60-х гг. был провозглашён
(как будто бы свершившийся и прогрессивный факт) переход власти в руки
уже не столько менеджеров, сколько инженеров, техников и служащих ведущих
корпораций, принимающих решения и образующих т. н. "техноструктуру", с
к-рой переплетается гос. бюрократия, превращая гос-во в исполнительный
орган "техноструктуры" (Дж. Голбрейт -США). Вместе с тем была выдвинута
идея нарастающей оппозиции "техноструктуре" со стороны профессуры ун-тов
и учёных, работающих по найму, но претендующих на определённую власть в
обществе. Эта концепция идущей к власти и уже правящей "меритократии" (власть
"заслуженных лиц") стала составной частью теории "постиндустриального
общества", маскирующей формальное и реальное подчинение наёмного труда
капиталу.
Т. т. складываются из трёх осн. групп.
Элитарные Т. т. приписывают власть и роль гл. силы прогресса "элите общества"
(производственной, политич., научно-культурной технократии - образованным
людям, составляющим растущий "технологический" или "новый средний класс").
Эти взгляды представлены как у либерально-бурж. авторов (Д. Белл, Дж. Голбрейт
- США, Р. Арон - Франция), так и у воинствующих антикоммунистов
(3. Бжезинский, Г. Кан -США). Авторитарные Т. т. либо аппелируют к "твёрдой
руке" гос. бюрократии и руководителей корпораций как к необходимому условию
рациональности и планомерности в "эру автоматизации" (Ж. Эллюль - Франция,
Ф. Поллок - ФРГ), либо с леворадикальных позиций обрушиваются на такую
"тоталитарную" технократию, к-рая якобы уже безраздельно управляет "государством
корпораций" и обществом (Ч. Рейч -США). В элитарных и авторитарных Т. т.
развитие масс и сдвиги в их положении фактически рассматриваются не как
исходный пункт и гл. содержание совр. революции в производительных силах,
а лишь как "социальные последствия" научно-технич. революции, осуществляемой
технократами и специалистами по управлению корпорациями и гос-вом против
воли масс. Третья группа - б у ржуазно-демократич. Т. т. идеализируют положение
масс, пытаясь сочетать концепцию "исторических заслуг" технократии с признанием
огромного значения общекультурного развития трудящихся масс как гл. производит,
(и даже обществ.) силы (П. Друкер- США). Во всех трёх группах Т. т. маскируется
гибельное для капиталистич. общества противоречие между ведущей ролью нар.
масс, рабочего класса как гл. производительной и общественно-прогрессивной
силы, с одной стороны, и их "традиционным" местом объекта подчинения, эксплуатации
и угнетения в экономич. и политич. системах этого общества -с другой. Часть
Т. т. открыто противопоставляет работников умственного и физич. труда друг
другу и нацелена на раскол армии наёмного труда.
Лит.: Международное совещание
коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, М.,
1969; Меньшиков С. М., Миллионеры и менеджеры, М., 1965; Афанасьев
В. Г., Научнотехническая революция, управление и образование, М., 1972;
Г в и ш и а н и Д. М., Организация и управление, 2 изд., М., 1972; Васильчук
Ю. А., Научно-техническая революция и духовное производство при капитализме,
в кн.: Соревнование двух систем, в. 6, М., 1973; H о в и к о в H. В., Мираж
"Организованного общества". (Современный капитализм и буржуазное
сознание).. М.. 1974; Pollock F., Automation, Fr./M., 1956; Els ner H.
J., The technocrats: prophets of automation, N. Y., 1967. Ю. А. Васильчук.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я