ТИБЕТСКИЙ АВТОНОМНЫЙ РАЙОН

ТИБЕТСКИЙ АВТОНОМНЫЙ РАЙОН Тибет
(кит. Сицзан), на Ю.-З. Китая, в пределах Тибетского нагорья.
Пл.
1221 тыс. км2. Нас. ок. 1,6 млн. чел. (1975).
Административный центр -г. Лхаса.


Осн. часть населения составляют тибетцы
и
близкие к ним цян, ну, дулун, абор, мишми, дафла. Говорят на языках тибето-бирманской
группы; исповедуют буддизм-ламаизм.


Хозяйство. Ведущая отрасль экономики
- с. х-во. Св. 60% его валовой продукции даёт земледелие. В долинах рек
и на горных склонах - посевы голозёрного ячменя, овса, гороха,
гречихи, на Ю.-В.- пшеницы и риса. Выращивают картофель, репу, брюкву,
лук, яблоню, грушу. Отгонное скотоводство (яки, овцы, козы, лошади, ослы,
мулы); важнейшая животноводч. продукция - овечья шерсть. В земледельческих
хозяйствах разводят свиней и коров.


На терр. р-на в небольших количествах
добывают кам. уголь (р-ны Лхасы, Шигацзе, Джангдзе), соль, буру,
золото. Несколько ГЭС. Мелкая (местная) обрабат. пром-сть (в г.
Лхаса - произ-во энергетич. оборудования и чугунного литья, кож. и ковровое
произ-во; в Чамдо - кож. произ-во, Шигацзе и Джангдзе - ковровое произ-во).
Имеются лесопиление, кирпичное, фармацевтич. произ-во; текст, пром-сть
(Линьчжи). Шоссе связывают Т. а. р. с др. частями Китая. И. М. Фёдоров.


Исторический очерк. Ядротибет. народа
составили племена цянов, переселившиеся из р-на Кукунора на терр.
Тибета ок. 6-5 вв. до н. э. и смешавшиеся с автохтонами. К 7 в. н. э. часть
цянов перешла к земледелию. Разложение первобытнообщинного строя привело
в нач. 7 в. к объединению всех осн. тибет. племён во главе с Намри - правителем
Ярлунга (в юго-вост. части Тибета). Его сын и преемник Сронцзангамбо
(ум.
649) считается основателем Тибет, империи 7-9 вв. В 1-й пол. 7 в. в Тибете
появилась письменность. Период расцвета империи приходится на царствование
Тисонгдэцэна (755-791). В 7-9 вв. в Тибете сложились феод, производств,
отношения. В 787 гос. религией стал буддизм. В правление Лангдармы (836-842)
начались преследования буддистов, а после его убийства Тибет распался на
самостоят, феод, княжества. В 11-12 вв. в Тибете возник ряд буддийских
сект, основывались монастыри, наиболее крупные из них вместе с подвластными
терр. являлись самостоят, теократич. гос-вами. В 13 в. Тибет попал
в зависимость от монголов, прекратившуюся с падением в 14 в. династии Юань.
В 14-17 вв. в Тибете происходила борьба за власть между феод, родами,
опиравшимися на различные религ. секты. В кон. 14- нач. 15 вв. монах Цзонкаба
осн. новую буддийскую секту Гэлуг-ба (т. н. желтошапочники), глава
к-рой с 16 в. стал носить титул далай-ламы. В 17 в. 5-й далай-лама
Агвантлобсанг-джамцо обратился за помощью к ойратскому Гуши-хану, правителю
Кукунора. В 1642 войска Гуши-хана разгромили гл. соперника 5-го далай-ламы
-царя обл. Цанг. Секта Гэлуг-ба стала господствующей в Тибете, а далай-лама-духовным
и светским главой страны. Т. о. был завершён процесс объединения Тибета
и сложилась теократическая форма правления. В сер. 17 в. в Тибете возник
институт панчен-лам - вторых (после далай-лам)
иерархов ламаистской
церкви.


Дворец Потала в Лхасе. 16-17 вв.


К сер. 18 в. восточные и сев.-вост.
области Тибета (на терр. совр. провинций Цинхай, Сычуань, Ганьсу)были
включены в состав Цинской империи и подчинены непосредственно маньчжуро-цинским
властям. К 1792 в состав Цинской империи были включены (окончательно) и
др., основные, р-ны Тибета (примерно терр. Т. а. р.). Власть на этой терр.
сохранялась в руках правительства далайламы. Но Цинский двор посылал в
Лхасу своих резидентов (амбаней), которые осуществляли верховный контроль
над деятельностью правительства. В кон. 19 в. Тибет
становится объектом экспансии Великобритании. В 1903-04 Великобритания
осуществила вооруж. интервенцию. 3 авг. 1904 англ, войска вступили в Лхасу,
а 7 сент. 1904 тибет. власти подписали договор, предоставлявший Великобритании
значит, привилегии в Тибете. Проникновение Великобритании в Т. вызвало
противодействие российского пр-ва. В англо-рус, соглашении от 31 авг. 1907
обе стороны обязались уважать терр. целостность Тибета, не вмешиваться
в его внутр. управление. В период Синьхайской революции (1911-13)
все цинские войска и чиновники были изгнаны из Тибета, 13-й далай-лама
объявил о прекращении всех связей с Пекином. На вост. границах Тибета разгорелся
вооруж. конфликт с посланными в Тибет войсками Юань Ши-кая. Напряжённое
положение на тибето-кит. границе сохранялось вплоть до сер. 30-х гг., выливаясь
часто в вооруж. столкновения между Тибет, и кит. войсками. С сер. 30-х
гг. отношения между гоминьдановским пр-вом, занятым отражением японской
агрессии, и Тибетом несколько нормализовались. Одновременно в Тибете сохранялось
сильное англ, влияние. С окончанием 2-й мировой войны 1939-45 в Тибете
усиливается активность США. Накануне победы нар. революции в Китае тибет.
власти порвали все контакты с гоминьдановским пр-вом, а 4 ноября 1949 т.
н. Великое собрание, состоявшее из представителей пр-ва, монастырей и чиновников,
официально провозгласило независимость Тибета. 20 янв. 1950 пр-во КНР сделало
заявление по тибет. вопросу, в к-ром охарактеризовало действия тибет. властей
как сепаратистские и предложило Лхасе направить своих представителей в
Пекин для переговоров. В окт. 1950 части Нар.-освободит, армии Китая
нача' ли продвижение к центр, районам Тибета. Тибетское правительство приняло
предложение пр-ва КНР и 23 мая 1951 в Пекине между представителями правительства
КНР и властей Тибета было подписано "Соглашение о мероприятиях по мирному
освобождению Тибета", которое предоставляло Т. право на осуществление национальной
автономии в составе КНР.


Во 2-й пол. 50-х гг. обстановка в
Тибете обострилась. В марте 1959 вспыхнуло восстание в Лхасе. 14-й далай-лама
эмигрировал в Индию. После подавления восстания в Тибете была организована
система военно-контрольных комитетов. В 1965 был создан Тибетский автономный
район.


Лит.: Богословский В. А.,
Очерк истории тибетского народа, М., 1962; В о с тр и к о в А. И., Тибетская
историческая литература, М., 1962; Schulemann G., Geschichte der Dalai-Lamas,
Lpz., 1958; S h akabpaTsepon W. D., Tibet. A political history, New Haven
- L., 1967. В. А. Богословский.


Литература. Древнее устное поэтич.
творчество тибетцев представлено мифами, эпосом ("Тэсэриада"),
легендами, песнями, сказками, произв. афористич. поэзии. С распространением
буддизма (7 в.) появляются буддийские мифы. Период возникновения и раннего
развития письм. лит-ры (7-10 вв.) совпадал с рождением, возвышением и распадом
тибетского феодального гос-ва, временем первонач. распространения буддизма.
Лит-pa взаимодействовала с лит-рой древних тюрков, особенно уйгуров, оказав
на неё большое влияние. В то же время тибет. лит-pa испытывала воздействие
фольклора и включала погодные хроники, историч. хроники, генеалогии царей,
эпиграфич. памятники, переводы буддийских канонич. произв., а также тибет.
версию "Рамаяны". В П -14 вв. устанавливался традиц. состав
лит-ры: переводные произв. (буддийский канон); оригинальные сочинения тибет.
авторов, куда входили религ.-филос. трактаты (комментарии к канону), историч.
труды (история буддизма), агиографич. произв. (жития и биографии),
повествоват.-дидактич. памятники (поучения, наставления) и эпистолярные
соч. Позднее (1519 вв.) лит-pa активно служила целям систематизации,
канонизации и пропаганды вероучения и политич. взглядов буддийской секты
Гэлуг-ба. Чувства человека, пейзаж занимали в лит-ре мало места. Главное
в ней - создание нормы, образца поведения для верующих. Но в нач. 18 в.
на фольклорной почве родилась светская лирическая поэзия 6-го далайламы
Цанджан-джамцо (1683-1706). Традиция эта не была продолжена.
Литература
последующего времени интересна грамматич., астрологич., астрономич. и мед.
произведениями. В 50-е гг. 20 в. началось издание газет, журналов, книг,
к-рые содержали в основном переводные китайские материалы.


Лит.: Востри ков А. И., Тибетская
историческая литература, М., 1962; С а в и цкий Л. С., Тибетская литература
18 в., в сб.: Теоретические проблемы изучения литератур Дальнего Востока,
М,, 1974; Тибетская литература, в кн.: К ы ч а н о в Е. И., С а в и ц к
и и Л. С., Люди и боги страны снегов, М., 1975; Stein R. A., Civilisation
tibetaine, P., 1962. Л. С. Савицкий.


Икона на холсте - "тан-ка".


Бодхисатва Самантабхадра. Бронза.
1617
вв. Музей искусства народов Востока. Москва.


Архитектура и изобразительное искусство.
Важнейшие памятники искусства Тибета созданы в эпоху феодализма. Средневековая
тибетская архитектура отличается неприступной суровостью и монументальным
лаконизмом образов, органично сочетающихся с дикой и пустынной природой
страны. На вершинах гор строились крелости-замки (цзонги).
К характерным культовым постройкам на терр. Т. относятся чортены (субурганы)
и
монастыри, располагавшиеся у подножия гор или на вершинах, окаймляющих
горные долины, окружённые несколькими кольцами стен, с главным храмом,
обращённым на С., и мощёной площадью перед ним; жилища монахов располагались
амфитеатром по склонам. Наиболее типичные черты дворцового зодчества ср.-век.
Тибета сконцентрированы во дворце-крепости Потала в Лхасе.


Апостол буддизма ("архат"). Глиняная
статуя в монастыре Цзянцзыбаньгэн. 15 в. Фрагмент.


Реликварий для ношения на груди.
Медь. 18 - 19 вв.


Преобладающий тип тибетского жилого
дома <- 4-угольное в плане сооружение крепостного характера со скошенными,
суживающимися кверху стенами и плоской крышей. Дома в Тибете белятся известью,
двойные карнизы и обрамление окон выделяются чёрной краской; ведущую роль
в декоре играют расписной фриз и пёстрые ткани, укрепляемые на фасаде.


Ср.-век. изобразит, иск-во Тибета,
строго подчинённое буддийской (ламаистской) догматике, развивалось преим.
в монастырях, где создавались настенные росписи и иконы "тан-ка", отличающиеся
иератич. симметризмом композиций, чёткой линеарностью изображений, яркими
контрастными красками, усиленными введением золота и серебра. Скульптура
ср.-век. Тибета представлена высеченными в скалах раскрашенными культовыми
рельефами, храмовыми статуями и статуэтками божеств из дерева, глины и
металла.


Вплоть до 20 в. в Тибете сохранились
традиц. виды декоративно-прикладного иск-ва: вышивка, изготовление бронзовой
культовой и бытовой утвари, муз. инструментов, ворсовых ковров и изделий
из шиферного сланца.


Илл. см. на вклейке к стр. 472-473.


Лит.: Всеобщая история искусств,
т. 2, кн. 2, М., 1961, с. 415-20; [3 а к к е М. П.], Тибетская мелкая пластика,
Рига, 1962; Всеобщая история архитектуры, т. 9, М., 1971, с. 489-99; Hummel
S., Geschichte -der tibetischen Kunst. Lpz., 1953.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я