ТИПОГРАФИЯ

ТИПОГРАФИЯ (от греч. typos
- отпечаток и grapho - пишу), полиграфич. предприятие, выпускающее печатную
продукцию в основном способом высокой печати (типографской).
Т.
часто наз. также полиграфич. предприятия, где применяется офсетная печать
и
глубокая печать.


Технологич. процесс воспроизведения
рукописей и иллюстраций в Т. состоит из трёх этапов: изготовления печатных
форм,
печатания тиража на печатных машинах и, в зависимости от вида
изданий, выполнения брошюровочных, брошюровочно-переплётных или отделочных
работ. В соответствии с этим Т. имеют цехи осн. произ-ва: формные (наборные,
фотоцинкографские, стереотипные, изготовления офсетных форм или форм глубокой
печати), печатные и брошюровочнопереплётные. Кроме того, есть вспомогат.
службы - ремонтно-механические цехи, складское х-во, лаборатории и пр.
Каждый цех состоит из отделений и участков, где выполняются определённые
группы операций производств, процесса. Многие средние и все мелкие Т. не
имеют цеховой структуры и состоят из отделений и участков.


В СССР в 1974 функционировало ок.
4000 Т., подразделяющихся по мощности на крупные, средние и мелкие, а по
значению - на союзные, республиканские, краевые, областные, межрайонные
и районные. Наиболее мощные - Т. союзного значения; обычно специализируются
на выпуске 1-2 видов изданий (напр., книг, книг и брошюр, центр, газет
и журналов, листовой изопродукции и т. п.), Республиканские Т. в отличие
от союзных имеют меньший объём произ-ва. Краевые и областные Т. более универсальны,
чем республиканские, печатают продукцию в основном местных издательств
и организаций (краевые и областные газеты, книги и т. п.). Нек-рые из них
получают матрицы (см. Стереотипия) или изображения полос по фототелеграфу
из союзных Т. и печатают центр, газеты. Межрайонные и районные Т. выпускают
небольшие тиражи районных газет, бланки и др. продукцию для нужд района.


Крупные Т. (большинство союзных и
нек-рые республиканские), использующие два или три вида печати,
наз. полиграфич. комбинатами (напр., Минский, Саратовский, Калининский,
Ярославский и др.). Если на предприятии преобладает офсетная или
глубокая печать, то оно именуется фабрикой (фабрика офсетвой печати, картографич.
фабрика и т. п.). На базе крупных Т. создаются полиграфич. производств.-технич.
объединения.


Большинство Т. подчинено Госкомиздату
СССР и госкомиздатам союзных республик. Кроме того, Т. имеют партийные,
сов., профсоюзные и комсомольские органы, а также нек-рые мин-ва, ведомства,
учреждения и т. п. Об истории развития и еовр. состоянии полиграфич. произ-ва
в СССР и за рубежом см. в статьях Книгопечатание, Полиграфия. Сведения
о технологич. оборудовании Т. приведены в статьях Наборные машины, Печатная
машина, Брошюрование, Полиграфическое машиностроение.



Лит.: Полянский H. H., Общая
полиграфия, М., 1964; Матвеев П. А., Проектирование полиграфических предприятий,
М., 1971. Н.Н.Полянский.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я