ТИСНЕНИЕ
техника художественной
обработки кожи, листового металла, бархата и нек-рых других материалов
(картона и т. д.) для получения на их поверхности рельефных изображений
путём выдавливания. Т. металла производилось обычно посредством наколачивания
через мягкую прокладку (кожа, свинец) листиков металла на металлич.
или кам. матрицу с рельефным рисунком. Этот способ, известный ещё в иск-ве
Др. Египта и др. стран Др. мира, использовался при массовом изготовлении
украшений, в т. ч. окладов икон (см. Басма). В 20 в. Т. металла
производится обычно при помощи винтового пресса. Т. кожи осуществлялось
посредством нагретых металлич. матриц и применялось для книжных переплётов
уже с 12 в.; эта техника распространена, в частности, в декоративноприкладном
иск-ве прибалтийских республик СССР (рис. 1). Тиснёный узор на бархате
выдавливался раскалёнными железными штампами.
В полиграфии Т. получают изображения
рисунка или шрифта на переплётной крышке, бумаге или картоне. Выполняется
на позолотном прессе. Различают Т. рельефное, наз. также конгревным
(см. Конгревное тиснение), и плоскоуглублённое (рис. 2).
Во втором случае применяется плоский штамп из цинка или латуни. Т. может
быть бескрасочным (наз. блинтовым) или красочным. При красочном Т. изображение
образуется с помощью специальной красочной или металлизированной фольги,
остающейся
в углублениях.
Рис. 1. Шкатулка"Парус". Ручное тиснение
по коже. 1965. Художник А. Я. Лехис (Эстонская ССР).
Рис. 2. Тиснение: а -плоскоуглублённое;
б
-рельефное:
1 - верхняя плита пресса; 2 - штамп; 3 -
переплётная крышка;
4 - нижняя плита; 5 - контрштамп.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я