ТИЦИАН
(собственно Тициано Вечеллио,
Tiziano Vecellio) (1476/77 или 1480-е гг., Пьеве-ди-Кадоре, Венеция,- 27.8.1576,
Венеция), итальянский живописец, крупнейший представитель венецианской
школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Приехал в Венецию
в юношеские годы. Учился в мастерской Джованни Беллини, где сблизился
с Джорджоне. Ок. 1508 помогал Джорджоне
в исполнении росписей Немецкого подворья в Венеции (сохранились фрагменты).
Работал гл. обр. в Венеции, а также в Падуе (1506), Ферраре (1516 и 1523),
Мантуе (1536-37), Урби-но (1542-44), Риме (1545-46) и Аугсбурге (1548 и
1550-51). Будучи связан с высшими культурными кругами Венеции (писателем
П. Аретино, архитектором и скульптором Я. Сансовино и др.), Т. воплотил
в своих произведениях гуманистич. идеалы Возрождения. Его искусство, пронизанное
мужественным жизнеутверждением, отличается многогранностью, широтой охвата
жизненных явлений, глубоким раскрытием драматич. конфликтов эпохи.
Ранние произв. Т., относящиеся к нач. 1510-х
гг. ("Христос и грешница", Художеств. гал., Глазго; "Христос и Магдалина",
Нац. гал., Лондон; т. н. "Цыганская мадонна", Художественно-ист. музей,
Вена, и др.), обнаруживают близость иск-ву Джорджоне, чьи незаконченные
картины он в это время дописывал. Их роднят с произведениями Джорджоне
интерес к пейзажу, поэтичность замысла, черты лирич. созерцательности,
тонкий колорит. К сер. 1510-х гг., после внимательного изучения работ Рафаэля
и Микеланджело, Т. вырабатывает самостоят. стиль. Его образы в этот период
спокойны я радостны, отмечены жизненным полнокровием, яркостью чувств,
печатью внутр. просветлённости. Мажорный колорит построен на созвучии глубоких,
чистых красок ("Любовь земная и небесная", ок. 1515-16, Гал. Боргезе, Рим;
"Флора", ок. 1515, Гал. Уффици, Флоренция; "Динарий кесаря", 1518, Дрезденская
карт. гал.). К этому же периоду относится и ряд портретов, к-рым свойственны
спокойная строгость композиция, тонкий психологизм ("Мужской портрет ",
Нац. гал., Лондон; "Юноша с перчаткой", ок. 1520, Лувр, Париж ).
Кон. 1510-х-1530-е гг.- новый период в
творчестве Т., во многом связанный с обществ. подъёмом в Венеции, превращающейся
в 1520-30-е гг. в один из оплотов гуманизма и республиканских городских
свобод в мире нарастающей феод. реакции. В этот период художник отдавал
предпочтение монументальным композициям, исполненным пафоса и динамики
("Вознесение Марии", ок. 1516-18, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари,
Венеция). Он создавал образы, проникнутые яркими жизненными силами, строил
композиции картин по диагонали, пронизывая их стремит. движением, пользовался
интенсивными контрастами синих и красных цветовых пятен ("Празднество Венеры",
1518, Прадо, Мадрид; "Вакх и Ариадна", 1523, Нац. гал., Лондон; "Положение
во гроб", 1520-е гг., Лувр, Париж). Как бы стремясь приблизить изображение
к зрителю, художник часто вводил в
картины на религ. и мифологич. темы архитектурные фоны и бытовые детали
("Введение во храм", 1534- 1538, Гал. Академии, Венеция; "Мадонна семьи
Пезаро", 1526, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция; "Венера
Урбинская", 1538, Гал. Уффици, Флоренция).
Кон. 1530-х - 1540-е гг.- время расцвета
портретного иск-ва Т. С удивительной прозорливостью изображал художник
современников, запечатлевая самые различные,
порой противоречивые черты их характеров: уверенность в себе, гордость
и достоинство, подозрительность, лицемерие, лживость и т. д. Наряду с одиночными
он создавал и групповые портреты, беспощадно вскрывая скрытую сущность
взаимоотношений изображённых, драматизм ситуации. С редким иск-вом Т. находил
для каждого портрета наилучшее композиц. решение, выбирал характерные для
модели позу, выражение лица, движение, жест. С 1530-х гг. в каждой картине
Т. находил неповторимо индивидуальное колористич. решение. Колорит складывался
из тончайших тональных оттенков, причём тщательно дифференцировались ведущие
и подчинённые краски, слагающиеся из еле уловимых нюансов. Этот развитый
колоризм Т. в немалой степени определяет глубочайший психологизм и эмоциональность
тициановских портретов. Колористич. строй произведения художник выбирал
с таким расчётом, чтобы эмоциональное звучание цвета отвечало главным чертам
характера человека. Доминирующий цвет повторялся в перекликающихся с ним
оттенках тела, фона, предметов обстановки. Среди лучших портретов Т.- "Ипполито
Медичи" (1532-33), т. н. "Ла белла" (ок. 1536), "Пьетро Аретино" (1545)-все
в Гал. Палатина, Флоренция, "Папа Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе"
(1545-46, Нац. музей и гал. Каподимонте, Неаполь), "Карл V" (1548, Ст.
пинакотека, Мюнхен), "Карл V в сражении при Мюльберге" (1548, Прадо, Мадрид)
и др.
С сер. 16 в. начался поздний период творчества
Т. В эти годы художник достиг не только вершин живописного мастерства,
но и величайших глубин в истолковании мифологич. и религ. тем. Работая
последние десятилетия жизни в обстановке усиливающегося политич. кризиса
в Италии, Т. нашёл в себе силы противостоять нараставшей волне клерикализма,
отстаивая гуманистич. идеалы Возрождения. Драматич. начало, усилившееся
в ряде поздних произведений художника, явилось откликом на острые конфликты
совр. действительности. Жизнеутверждающее полнокровие и красота человеческого
тела и реального мира стали в этот период главной темой мн. работ Т., отличающихся
богатством колористич. и ком-позиц. решений ("Даная", ок. 1554, Пра-до,
Мадрид, и Эрмитаж, Ленинград; "Венера и Адонис", 1554, Прадо, Мадрид; "Воспитание
амура", ок. 1565, Гал. Бор-гезе, Рим; "Венера перед зеркалом", 1550-е гг.,
Нац. гал. иск-ва, Вашингтон; "Похищение Европы", ок. 1559, Музей Гарднер,
Бостон) и др.
Написанные в поздний период творчества
картины Т. на религ. темы выражают сокровенные мысли художника о человеке,
жизни, трагич. жизненных коллизиях. Действующим лицам этих картин, исполненных
глубокого трагизма, присущи цельные характеры, стоическое мужество, непоколебимая
воля к жизни ("Св. Иероним", ок. 1552, Лувр, Париж; "Положение во гроб",
1559, Прадо, Мадрид; "Кающаяся Мария Магдалина", 1560-е гг., Эрмитаж, Ленинград;
"Св. Себастьян", Эрмитаж, Ленинград; "Коронование терновым венцом", Ст.
пинакотека, Мюнхен; "Оплакивание Христа", 1573-76, Гал. Академии, Венеция,
и др.).
Отличит. свойство поздних работ Т.- их
тончайший красочный хроматизм. Мастер строит колористич. гамму, подчинённую
приглушённому золотистому тону, на неуловимых оттенках коричневого, сине-стального,
розово-красного, блёкло-зелёного. Поздние картины Т. переливаются множеством
полутонов, приобретающих воздушность. Манера письма художника обретает
исключит. свободу. И композиция, и форма, и свет строятся с помощью красочной
лепки. К концу жизни Т. выработал новую технику живописи. Он накладывал
краски на холст и кистью, и шпателем, и пальцами. Прозрачные лессировки
в его поздних картинах не скрывают подмалёвка, обнажая местами зернистую
фактуру холста. Из сочетания многообразных по форме свободных мазков, как
бы обнажающих творч. процесс художника, рождаются образы, исполненные трепетной
жизненности и драматизма. Изобретённая Т. свободная манера письма оказала
большое влияние на последующее развитие мировой живописи. Работы Т. тщательно
изучали художники различных стран и эпох - Веронезе, Тинторетто, Эль Греко,
Н. Пуссен, П. П. Рубенс, Д. Веласкес, Рембрандт, Э. Делакруа, Э. Мане,
В. И. Суриков и др.
Т. выполнил множество рисунков, отличающихся
смелой живописной манерой. Фигуры и пейзажи изображены на них с помощью
беглых, уверенных линий и мягких светотеневых контрастов.
Илл. см. на вклейках-к стр. 48 и табл.
I (стр. 32-33), а также т. 4, вклейка к стр. 512, т. 9, табл. XVII (стр.
192-193), т. 11, стр. 35 и вклейка к стр. 32, т. 20, стр. 383, т. 22, табл.
IX (стр. 128-129).
Лит.: Гурвич Н. А., Тициан, Л.,
1940; Тициано Вечеллио. [Сост. и вступ. ст. Т. Фомичевой], М., 1960; Смирнова
И. А., Тициан и венецианский портрет XVI века, М., 1964; Лазарев В. Н.,
Поздний Тициан, в его кн.: Старые итальянские мастера, М., 1972, с. 403-45;
Waldmann E., Tizian, В., 1922; Gronau G., Tizian, В., 1930; Hetzer Тh.,
Tizian. Geschichte seiner Farbe, Fr./M., [1935]; Tietze H., Titian. The
paintings and drawings, L., 1950; Pallucchini R., Tiziano, v. 1-2, Bologna,
1953-54 (нов. изд.-Firenze, 1969); Wetheу H. E., Paintings of Titian, v.
1-2, L., 1969-71; Panofsky E., Problems in Titian, mostly iconographic,
L., 1970.
В. Н. Лазарев.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я