ТКАНИ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ

ТКАНИ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ткацкие изделия
(ручные или машинные), отличающиеся художественностью орнаментации, красотой
расцветки, высоким иск-вом выработки, являющиеся произведениями декоративно-прикладного
искусства.
Орнаментация Т. х., строящаяся обычно по принципу ритмич.
повторов (см. Раппорт), достигается либо путём переплетения нитей,
либо набивным способом (см. Набойка), а также вышивкой. Все
3 способа орнаментации применялись с глубокой древности и были известны
почти всем народам. Художеств. оформление тканей обусловливается их назначением
и технич. возможностями произ-ва; узоры Т. х. отражают стилистическое своеобразие
различных эпох в развитии искусства и национальных художественных школ
(см. также Ковёр).


Т. х. Др. Востока и антич. мира известны
по памятникам изобразит. иск-ва и лит-ры, а также по отд. образцам тканей,
найденным в раскопках (напр., фрагменты др.-егип. льняных узорных тканей
2-го тыс. до н. э., фрагменты антич. тканей из городов Сев. Причерноморья).
Высокой художественностью с древних времён славились китайские, гл. обр.
шёлковые и "золотные" (с металлич. нитью), ткани, известные с кон. 2-го
тыс. до н. э. [сохранились фрагменты узорчатых тканей 5-3 вв. до н. э.
из раскопок в Чанша, богатых по расцветке тканей эпохи Хань (206 до н.
э. - 220 н. э.) и др.]. Широкое распространение получили изготовлявшиеся
в 16 и особенно в 17 вв. в Китае шёлковая "камка-китайка" (рус. назв.),
различные виды бархата (шёлковые основа и уток) и т. д. Орнамент
кит. тканей - геометрич. узоры, стилизованные мотивы растит. и звериного
мира, символич. изображения (круг, дракон, облака), иероглифы. К китайским
Т. х. близки (по материалу, выработке, орнаменту) японские ткани. На протяжении
веков (известны с 3-го тыс. до н. э.) славились инд. хлопчатобумажные (реже
полушёлковые) ткани с набивным узором, шерстяные узорные и тонкие льняные
ткани, орнамент к-рых состоял гл. обр. из растит. мотивов (часто с обилием
деталей), а также из повторяющихся сюжетных сцен. Иран с древних времён
вырабатывал изысканные по мастерству шерстяные и шёлковые ткани; сохранились
фрагменты шёлковых тканей эпохи Сасанидов (3-7 вв.); их узор состоял обычно
из медальонов (кругов, овалов и т. д.) с изображениями апофеоза царской
власти, сцен охоты, фантастич. животных.


В 15-17 вв. высоко ценились иран. шёлковые
и "золотные" ткани - т. н. объярь, атлас, бархат (основа бумажная);
для их орнаментов характерны стилизованные мотивы растительного и животного
мира, сцены из эпоса и т. д. Сохранилось много образцов тканей коптского
Египта (4-7 вв.) с изображением различных религ. сцен. Орнаментация визант.
Т. х. испытала значит. воздействие позднеантич. и сасанидского иск-ва.
Для узоров визант. тканей типичны круги с орлами, колесницами, библейскими
сценами и т. д. В араб. странах выделывались шёлковые и "золотные" Т. х.,
узорные и гладкие (атлас). Своеобразны тур. атласы и бархаты (имеющие бумажную
основу) 15-18 вв., обычно с крупным узором из "опахал", полумесяцев, цветов
гвоздики и др.


С Ближним Востоком связано художеств. ткачество
Испании (период расцвета - 16 в.): шёлковые ткани, бархат (шёлковые основа
и уток) с геометрич. орнаментом в сочетании с мелким растит. узором (мавританское
влияние), разнообразные "золотные" ткани (особенно известна шёлковая ткань
с тончайшими нитями золочёного серебра в утке, в России называвшаяся алтабас).
Итал. Т. х. приобрели известность с 14 в.: расцвет их произ-ва приходится
на 16-17 вв. Наиболее известны: венецианская камка с "чешуйчатым" и мелким
растит. ("мелкотравчатым") узором, различные бархаты (шёлковые основа и
уток) - орнамент геральдич. и растит., реже - изображения зверей. Из "золотных"
итал. тканей наиболее ценилась ткань сложной техники в неск. основ и утков
(рус. назв.- аксамит). С 17 в. с итал. тканями соперничали французские,
произ-во к-рых достигло расцвета в 18 в. Выделялись шёлковые ткани Лиона:
бархат (шёлковые основа и уток), атлас, камка. Среди орнаментов франц.
тканей - реалистически трактованные цветы, букеты, архитектурные мотивы,
жанровые сцены.


Замечательные по художеств. достоинствам
ткани создавались народами, населявшими совр. терр. СССР. Древними традициями
художеств. ткачества обладают народы Ср. Азии и Закавказья (шёлковые, шерстяные,
хл.-бум. ткани, ковры). В Др. Руси художеств. ткачество было известно издавна.
Об этом свидетельствуют лит. источники и сохранившиеся фрагменты шерстяных
тканей сев. славян 10-11 вв. (узор крупный, геометрический, набивной),
кривичей 12 в. (узор - переплетение с мережкой). Наряду с набойкой, распространённой
почти повсеместно, ценные Т. х. (покрывала, полотенца, скатерти, плахты,
ткани для одежды) создавало нар. узорное ткачество русских, украинцев,
белорусов, народов Прибалтики и др. В 16- 17 вв. возникло русское шёлкоткацкое
произ-во, получившее особое развитие в 18 в.: выпускались штофы, парча,
гризеты и др. (узор крупный и мелкий - букеты роз и др. цветов, трактованных
реалистически). В нач. 19 в. развивалось произ-во шалей, а также выделка
шёлковых Т. х., особенно парчи.


В 20 в. с развитием фабричного текст. производства
и совершенствованием техники нанесения рисунка на ткань повышается и художественное
качество массовых бытовых тканей. Рисунки для тканей создаются специалистами-художниками.


В 1920-е гг. в СССР осуществлялись отд.
опыты по внедрению ситца, лаконичных по цвету и строгих по ритму рисунков.
В 1930-е гг. усилилось стремление сделать, опираясь на изучение классич.
и нар. наследия, Т. х. не только удобными, но и многообразно декоративными
по рисунку и цвету. В тканях этого периода (создаваемых по рисункам Н.
В. Кирсано-вой, В. К. Склярова, М. В. Хвостенко, Е. Я. Шумяцкой и др.)
всё большее место занимает цветочный орнамент (иногда - с элементами сов.
эмблематики). К сер. 30-х гг. возникли художеств. лаборатории на крупнейших
текст. предприятиях. С сер. 1950-х гг. мастера сов. Т. х. (Н. М. Жовтис,
С. А. Заславская, С. А. Каусов и др.) интенсивно работают над созданием
тканей новых структур, а также более разнообразных по ритмич. построению
видов орнамента.


Илл. см. на вклейках - к стр. 48-49 и табл.
II, III (стр. 32-33).


Лит.: Клейн В., Иноземные ткани,
бытовавшие в России до XVIII в., и их терминология, М., 1925; Рогинская
Ф. С., Советский текстиль, М., 1930; Соболев Н. Н., Очерки по истории украшения
тканей, М.- Л., 1934; Русское декоративное искусство, т. 1 - 3, М., 1962
- 65; Макаров К. А., Советское декоративное искусство. [Альбом], М., 1974;
Weibel A. S., Two thousand years of textiles, N. Y., 1952; Schmidt H. J.,
Alte Seidenstoffe, Braunschweig, [1958]; Flemming E., Textile Kunste. Weberei,
Stickerei, Spitze, В., [1923], neue Aufl., В., 1960; Pavоn M., Forme e
tecniche nell'arte tessile, [Treviso], [1972].




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я