ТКАЦКОЕ ПРОИЗВОДСТВО

ТКАЦКОЕ ПРОИЗВОДСТВО совокупность
технологич. процессов, необходимых для изготовления суровых (неотделанных)
тканей
текстильных.
Иногда Т. п. наз. ткачеством. В зависимости от вида перерабатываемого
сырья (волокон, нитей) различают хлопко-, шерсто-, шёлко-, льноткачество
и т. п.



Историческая справка. Ткачество,
как и прядение, возникло в эпоху неолита и широко
распространилось при первобытнообщинном строе. Ручной ткацкий станок
с
вертикальным расположением основы появился примерно за 5-6 тыс. лет до
н. э. Изобретение ткацкого станка Ф. Энгельс считал одним из важнейших
достижений человека на первой ступени его развития (см. К. Маркс и Ф. Энгельс,
Соч., 2 изд., т. 21, с. 161). В феод. период совершенствуется конструкция
ткацкого станка, создаются приспособления для подготовки пряжи к ткачеству.
Первые попытки механизации процесса ткачества относятся к 16-18 вв. Среди
них наибольшее значение имело изобретение Дж. Кеем в 1733 т. н.
самолётного челнока. В кон. 18 в. в Великобритании Э. Картрайтом был
изобретён механич. ткацкий станок, в конструкцию к-рого в дальнейшем вносились
различные усовершенствования (гл. обр. в Великобритании): приёмный товарный
механизм (Р. Миллер, 1796), ремизо-подъёмные устройства (Дж. Тодд, 1803),
механизм координации движения основного навоя и товарного валика (Р. Роберте,
1822) и др. В 1833 в Сев. Америке была изобретена самодействующая шпарутка
(устройство для растяжения ткани у опушки).


Существ. вклад в совершенствование конструкции
ткацкого станка внесли и рус. изобретатели: Д. С. Лепёшкин, запатентовавший
в 1844 механич. самоостанов при обрыве уточной нити; С. Петров, предложивший
в 1853 наиболее совершенную систему боевого механизма для прокладки челнока,
и др. В кон. 19 и нач. 20 вв. были созданы станки с авто-матич. сменой
челноков.
Наиболее удачное решение проблемы автоматич. смены уточной шпули в
челноке принадлежит англичанину Дж. Нортропу (1890). Однако челночные ткацкие
станки имеют существ. недостатки: малый размер уточной паковки; свободный,
с большими ускорениями полёт челнока через зев; одновременная прокладка
лишь одной уточной нити и др.


В нач. 20 в. появилось неск. конструкций
бесчелночных станков, в к-рых уточная нить сматывалась с больших неподвижных
паковок и особыми механич. устройствами прокладывалась в зеве. Станки этого
типа создали в 1926 Габлер (Германия), сов. инженер В. Е. Леонтьев в 1936
и др. В 1927 С. А. Дынник (СССР) предложил конструкцию многозевного круглого
ткацкого станка; в 1949 В. А. Прозоровым (СССР) был создан плоский многозевный
станок.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я