ТОКИО
столица Японии, гл. экономич.
и культурный центр страны. Один из крупнейших по численности населения
и быстро растущих городов мира. Расположен в юго-вост. части о. Хонсю,
на равнине Канто, в месте впадения pp. Эдогава, Аракава, Сумида, Тама в
Токийский зал. Тихого ок. Климат субтропический, муссонный; самый холодный
месяц - январь (ср. темп-ра 3,1 °С), самый жаркий - август (ср. темп-ра
25,6 °С); осадков в среднем 1343 мм в год; 2 дождевых сезона (июнь - июль
и сентябрь - октябрь), во время к-рых часты тайфуны. Город подвержен землетрясениям.
Столичная префектура Т. (Токио-то),
или Большой Т., представляет собой в высокой степени урбанизированную территорию,
более плотно заселённую в центральной части и неравномерно - по окраинам;
площадь 2,141 тыс. км2. нас. 11,7 млн. чел. (1975) (примерновсего
населений Японии), плотность св. 5 тыс. чел. на 1 км2.
В
состав столичной префектуры входят собственно Т. [23 адм. р-на ("ку"),
пл. 577 км2, нас. ок. 9 млн. чел. (1970)], а также 26
городов ("си"), 24 поселения сельского и городского типа, острова Идзу
и Огасавара. Столичная префектура и прилегающие к ней префектуры - Канагава,
Тиба, Сайтама и др. образуют т.н. Токийскую агломерацию, или Столичный
район (Сютокэн). Численность населения собственно Т. быстро росла сразу
после 2-й мировой войны 1939-45 и к 1970 почти утроилась против 1945 (в
1955-60 прирост был равен 6%, в 1960- 1970 он упал до 0,7%), ныне она фактически
стабилизировалась (см. табл. 1).
Табл. 1.- Динамика населения столичной
префектуры Токио, тыс. чел.
|
Префектура
|
Собственно
Токио |
1889
|
1370
|
577
|
1903
|
|
1819
|
1920
|
3699
|
2173
|
1940
|
7355
|
6779
|
1945
|
|
3488
|
1960
|
9684
|
8310
|
1970
|
11408
|
8841
|
Из общего числа экономически активного
населения столичной префектуры (5,8 млн. чел. в 1969) 41,5% занято в пром-сти,
стр-ве и ремесле, 57,0%-в торговле, на транспорте и в др. сферах услуг,
1,5% -в сел., лесном х-ве и рыболовстве. М. И. Крупяпко.
Городское управление осуществляет
префектуральное собрание, избираемое населением на 4 года; оно возглавляется
губернатором (мэром), к-рый также избирается населением, практически представляет
центр. власть. Полномочия выборных органов формально достаточно широки,
однако фактически их деятельность в значит. мере контролируется центр.
властью, находится "под руководством и надзором" пр-ва. В р-нах Т. имеются
выборные районные собрания.
Историческая справка. Основание
Т. относится к сер. 15 в. В 1457 был построен замок Эдо (дословно - "вход
в залив"), вокруг к-poro росли поселения ремесленников и торговцев. В 1590
Эдо завладел Иэясу Токугава. На протяжении всего периода правления
сегунов Токугава (1603-1867) Эдо являлся их резиденцией (офиц. столицей
Японии до 1868 считался г. Киото - резиденция императоров). В 18
в. Эдо стал одним из крупнейших городов мира (1368 тыс. жит. в 1787). В
1869, с уничтожением сёгуната в результате революции 1867-68 (см. Мэйдзи
исин), сюда была перенесена резиденция императора, и город, переименованный
в Т. ("восточная столица"), стал столицей. Во 2-й пол. 19 в. развивалась
шёлковая, лаковая, фаянсовая и эмалевая пром-сть, с кон. 19 в.- машиностроение
и судостроение.
В 1897-98 в Т. появились первые профсоюзы.
В 1918 происходили "рисовые бунты", вспыхнувшие под влиянием Окт.
революции 1917 в России. В нач. 20-х гг. в Т. и др. городах Японии возникли
коммунистич. кружки и группы, на базе к-рых в 1922 основана Коммунистич.
партия Японии (КПЯ).
1 сент. 1923 почти половина города
была уничтожена землетрясением и вызванным им пожаром, повлёкшими много
человеческих жертв.
Во время 2-й мировой войны, в 1944-45,
Т. подвергался многократным бомбардировкам амер. авиацией, значит. часть
жилых кварталов была уничтожена. В послевоен. время Т.- важнейший центр
рабочего и демократич. движения. В 1964 в Т. состоялись 18-е Олимпийские
игры. Ю. В. Георгиев.
Экономика. Определяющая тенденция
экономич. развития столицы - снижение уд. веса производств. функций в х-ве
Т. и повышение роли управленческих, торгово-распределит., научно-информационных.
В Т. концентрируется деятельность крупнейших финанс.-пром. монополистич.
групп (Мицубиси, Сумитомо, Мицуи и др.) и отд. частных монополий, гос.
и полугосударственных монополистич. орг-ций, гл. банков страны (Японский
банк, Банк развития, Экспортно-импортный банк, Центр. банк Японии и др.),
представительств иностр. монополий. Большая часть управленч. учреждений
размещается в р-нах Маруноути, Отемати, Нихонбаси.
Вместе с тем Т. (столичная префектура)
остаётся одним из крупнейших в Японии индустриальных р-нбв, на к-рый приходится
(1973) св. 14% всего числа пром. предприятий, 12% всех занятых. О структуре
пром-сти Большого Т. см. табл. 2. В столичной префектуре сосредоточена
значит. часть машиностроения Японии. Машиностроение и металлообработка
специализируются в основном на изготовлении сложных и точных машин, приборов,
электротехнич. и электронного оборудования и аппаратуры, оптико-механич.
изделий, авто- и авиастроении, судостроении, произ-ве ж.-д. оборудования
и подвижного состава, станкостроении, дорожном машиностроении и др. видах
машиностроения.
Табл.2, -
Структура промышленности столичной префектуры* |
||||||
Отрасли промышленности
|
Число занятых
(1962) |
Стоимость
продукции (1970) |
Доля в общеяпонском
промышленном производстве, % |
|||
тыс. чел.
|
%
|
млрд. иен
|
%
|
в числе занятых
(1962) |
в стоимости
продукции (1970) |
|
Все отрасли
|
1285
|
100
|
6268
|
100
|
15,5
|
10,6
|
В том числе:
|
202
|
15,4
|
1217
|
20,0
|
25,0
|
17,0
|
общее машиностроение
|
151
|
11,5
|
692
|
11,0
|
17,5
|
11,0
|
производство
металлоизделий |
133
|
10,0
|
314
|
5,0
|
25,4
|
12,5
|
производство
транспортного |
77
|
6,1
|
491
|
7,7
|
17,7
|
6,0
|
точная механика
|
75
|
6,0
|
288
|
4,5
|
45,0
|
37,0
|
химическая
|
65
|
5,0
|
451
|
7,0
|
14,0
|
8,0
|
полиграфическая
|
121
|
9,2
|
884
|
14,0
|
40,0
|
58,0
|
пищевкусовая
|
75
|
6,0
|
509
|
8,0
|
9,0
|
9,0
|
* Учитывая
предприятия более чем с 30 занятыми. |
Развита металлургия. В хим. пром-сти
преобладают отрасли тонкой хим. технологии: произ-во медикаментов, косметич.
изделий, фотохимикалиев, лаков и красок, в частности типографских; нефтепереработка
и нефтехимия (хим. волокна, пластмассы и др.). В Т. самая крупная в стране
полиграфич. пром-сть. Значительна пром-сть стройматериалов. Разнообразная
пищ. пром-сть (пивоварение, мукомольная, рыбоконсервная и мн. др. отрасли),
перерабатывающая гл. обр. привозное сырьё. Многочисл. отрасли лёгкой пром-сти,
снабжающей преим. население Т. (текст., швейная, кож., керамич., мебельная,
произ-во ювелирных изделий, сувениров и др.). Большинство промышленных
предприятий-мелкие и средние с числом занятых до 300 чел. (на них приходится
свыше 1/2 стоимости пром. продукции). Пром. предприятия размещаются о.
ч. по берегам р. Аракава - в р-нах Кото, Дзехоку, Дзенан, Кита и др. На
терр. собственно Т. новое пром. стр-во почти не ведётся, гл. обр. ввиду
высоких цен на землю, необходимости комплекса мероприятий по борьбе с загрязнением
окружающей среды и др.; ежегодно закрывается или переводится в др. р-ны
столичной префектуры или в соседние префектуры в среднем до 3% от общего
числа пром. предприятий, Пром-сть Т. опирается на мощную энер-гетич. базу
(ежегодно здесь потребляется ок. 25 млрд. квт*ч, 1970).
Т.- крупный торгово-распределит. центр.
По размерам внешнеторг. оборота он уступает Йокохаме, Кобе, Нагое. Здесь
находятся товарная и фондовая биржи, представительства более 3 тыс. различных
торговых фирм; общее число национальных торг. компаний, магазинов оптовой
и розничной торговли превышает 250 тыс. В них занято 1,6 млн. чел. Велик
удельный вес предприятий оптовой торговли (34,8% оптовых продаж Японии
в 1972). Растёт число крупных универмагов и магазинов самообслуживания.
Коммерч. р-ны - Тиёда, Тюо, Минато. Развита сеть др. учреждений обслуживания
(ок. 75 тыс. ресторанов и столовых, ок. 10 тыс. баров и кабаре, 3 тыс.
бань, ок. 3,8 тыс. гостиниц, в т. ч. несколько десятков европ. типа, в
1970). Т.- гл. центр туризма в Японии (ежегодно ок. 800 тыс. иностр. туристов).
Т.- крупнейший трансп. узел страны.
Узел мор. и возд. сообщений междунар. значения. Мор. порт оборудован 10
причалами (общая дл. 13 км); грузооборот Токийского порта 55,6 млн.
т
в 1974 (на 7-м месте в Японии). Т. связан скоростными авто- и ж.-д.
магистралями со мн. городами Японии; в 1975 вступила в строй скоростная
ж.-д. магистраль Токио-Фукуока. Аэропорт Ханеда связан с центром города
монорельсовой жел. дорогой (обслуживает более 2,5 млн. пассажиров в год);
новый аэропорт построен в Нарите. Имеется окружная наземная гор. жел. дорога,
по к-рой перевозится осн. поток пассажиров из пригородов, метрополитен,
обслуживающий преим. центр. кварталы, автобусное сообщение; через город
проходят автострады. Ежедневно всеми видами гор. транспорта перевозится
20 млн. чел., из них ок. 75% - по гор. жел. дороге, 20% - метрополитеном.
В автопарке ок. 800 тыс. грузовых автомобилей, 40 тыс. такси. Т. переживает
острый трансп. кризис; в собственно Т. пользование наземными видами транспорта
осложняется не только из-за увеличения количества машин, но и из-за тесноты
гор. застройки (Т. выделяется . среди крупнейших городов мира наименьшей
долей площади улиц в общей площади города). Автостоянки, пешеходные пути,
складские помещения, магазины переносятся под землю. Воздух насыщен газами
и гарью, вода в реках загрязнена. Ежедневно собирается 18 тыс. т бытовых
отходов, из них ок. 1/3 сжигается, остальное засыпают в мелководную часть
Токийского зал. с целью осушения его (за 1960-70 освоено св. 1,55 тыс.
га),
м. И. Крупянко.
Архитектура. Для облика Т. характерны
немногочисленность озеленённых территорий, крупные кам., кирпичные, железобетонные
здания (в т. ч. небоскрёбы) в центре и лёгкие деревянные (преим. жилые
одноэтажные) постройки, занимающие большую часть площади города; жилые
р-ны дважды возводились заново (после землетрясения 1923 и 2-й мировой
войны 1939-45). Исторический центр города - р-н Нихонбаси, где находится
окружённый парком комплекс императорского дворца, б. резиденции сегунов
рода Токугава (начат ок. 1600, перестройки 19 и 20 вв.). В стиле большинства
обществ. сооружений Т. кон. 19 - нач. 20 вв. преобладает эклектизм (дворец
Акасака, 1909, арх. О. Ката-яма; парламент, 1915-36, арх. Т. Охама и др.);
однако с 1910-х гг. появились и ранние образцы творческой переработки местных
архит. традиций в духе совр. зодчества (отель "Импириал",
1916-22, арх. Ф. Л. Райт, разобран
в 1960-е гг.; центр. почтамт, 1934, арх. Т. Иосида, М. Ямада). В 1964,
в связи с Олимпиадой, предпринят 1-й этап реконструкции Т. (в жилых массивах
проложены 22 автострады, построены мно-гочисл. скоростные дороги на эстакадах).
В 1960-70-е гг. быстрыми темпами развиваются новые гор. центры (Сибуя,
Синдзюку, Икебукуро, Тама), где ведётся интенсивное высотное и подземное
стр-во. Для обеспечения свободного развития функциональных зон города предложены
проекты осушения и дальнейшего освоения акватории Токийского залива (арх.
К. Тангэ, К. Кукутакэ). Однако широкие градостроительные мероприятия не
привели к коренному видоизменению общей планировки города, в целом отличающейся
крайней хаотичностью. Среди примечательных построек сер. 20 в.- Метрополитен
фестивал холл в парке Уэно (1960-61, арх. К. Маекава); Олимпийский спортивный
комплекс (1963-64), включающий Гимназиум (илл. см. т. 2, табл. XXIX, стр.
256-257); собор св. Марии (1964), оба-арх. К. Тангэ; Токийская телебашня
и др.
Учебные заведения, научные и культурные
учреждения. В Т. находится св. 80 гос., муниципальных и частных высших
уч. заведений, в т. ч. Токийский университет, Токийский муниципальный
ун-т, ун-ты с.-х., пед., изящных иск-в и музыки, технологич. ин-т, крупнейшие
частные ун-ты Васэда, Кэйо, Хосэй, Нихон, Мэйдзи и др. Науч. учреждения:
Япон. академия наук, Япон. академия иск-в, св. 100 н.-и. ин-тов, лабораторий
и центров при ун-тах, ок. 40 - при министерствах и ведомствах, в т. ч.
Нац. аэрокосмич. лаборатория, Нац. онкологич. центр, Нац. исследовательский
центр защиты от стихийных бедствий, н.-и. ин-ты здравоохранения, гигиены,
природных ресурсов, проблем народонаселения и др. Крупнейшие библиотеки:
Нац. парламентская б-ка, б-ки ун-тов. Крупнейшие музеи: Токийский нац.
музей, музей Окура Сюкокан, Музей Нэдзу, Нац. науч. музей, Нац. музей зап.
иск-ва, Нац. музей совр. иск-ва, Музей нар. ремёсел, Музей каллиграфии.
В Т. имеются: театр. здания, где выступают
ведущие труппы Японии-"Кокурицу гэкидзё", "Кабукидза", "Тэйкоку гэкидзё",
"Хайюдза", "Мэйдзидза"; концертные залы - "Уэно бунка кайкан", "Нитигэкидзё"
(для эстрадных выступлений), "Кокусай гэкидзё", "Косэйненкин кайкан", "Тоёко
хору"; зал Всеяпонской радиовещательной корпорации; театр. музей при ун-те
Васэда "Васэда энгэки хакубуцукан".
Лит.: Nouet N., Histoire de
Tokyo, P., [1961]; The city of Tokyo; municipal administration and government,
Tokyo, 1931; Tokyo for the people, Tokyo, 1972; Судзи-дэ миру когай, Токио,
1970; Сютокэн, сёва 60 нэн, Токио, 1970.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я