ТОНАЛЬНОСТЬ
(муз.), в
русской терминологии высотное положение лада (собственно Т.), а
также ладовая система на определённой высоте, т. е.. ладотональность. Термин
применяется также для обозначения функциональной мажорно-минорной ладовой
системы (см. Лад). Обозначение Т. в мажорно-минорной системе складывается
из высотного положения (по букв. системе - с, а, fis, h или до, ля, фа-диез,
си и др.) и лада (ладового наклонения - dur, moll, соотв. мажор,
минор). В музыке 20 в., где однозначное определение ладового наклонения
(dur, moll) часто сомнительно или несущественно, применяется и обозначение
Т. без указания лада. Напр., Серенада in А (т. е. с центром ля) Стравинского.
Сущность Т. в классич. мажорно-минорной
системе - создание устойчивой и логически-дифференцированной системы ладовых
значений звуков и созвучий на той или иной высоте, подчинённых главенству
одного звука или созвучия, по названию к-рого получает своё название и
сама данная Т. Для Т. мажорно-минорного типа характерно ярко выраженное
тяготение подчинённых звуков и созвучий к главному (общему или местному)
тональному
центру. В протяжённой муз. пьесе тяготение ощущается и в по-следовании
тональностей (напр., при по-следовании соль мажора и ре минора возникает
тяготение к объединяющей их Т. более высокого порядка - до мажору). Смена
Т. наз. модуляцией. .Модуляционное движение создаёт связывающий
всю пьесу тональный план. При этом обычно господствует одна Т.: по ней
нередко обозначается и всё муз. произведение (напр., фантазия и фуга соль
минор для органа И. С. Баха, симфония до мажор Моцарта), ю. Н.
Холопов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я