ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ
(от
греч. tonos - ударение), система стихосложения, в к-рой ритмичность
создаётся упорядоченностью появления ударных слогов среди безударных. Т.
с. употребительно преим. в языках с сильным динамич. ударением и
редукцией (ослаблением) безударных гласных - русском, немецком,
английском и др. Внутри Т. с. различаются "чисто-тоническое" стихосложение,
в к-ром учитывается только количество ударений в стихе, и силлабо-тоническое
стихосложение, в к-ром учитывается также и расположение ударений в
стихе; в рус. терминологии 18-19 вв. (В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов)
под
Т. с. имелась в виду прежде всего силлабо-тоника, в совр. терминологии
- чистая тоника. Между силлабо-тоникой и чистой тоникой возможен целый
ряд переходных форм. 1) Строгое силлабо-тонич. стихосложение основано
на чередовании в стихе сильных и слабых мест, из к-рых на сильных может
стоять фонологич. ударение, а на слабых не может. В двухсложных размерах
(ямб,
хорей) сильные места располагаются через один слог, в трёхсложных (дактиль,
амфибрахий, анапест) - через два слога на третий; в нек-рых более
редких размерах (т. н. логаэды) расположение сильных мест среди
слабых сложнее, но и оно единообразно повторяется из стиха в стих. 2)
Менее
строгое силлабо-тонич. стихосложение допускает переменный слоговой объём
слабого места в начале стиха (т. н. размеры с переменной
анакрусой):
(М. Лермонтов).
3) Дольник допускает переменный
слоговой объём (в 1-2 слога) слабого места также и в середине стиха:
(А. Блок).
4) Тактовик допускает для слабых
мест в сер. стиха ещё свободнее колеблющийся слоговой объём (в 1-2-3 слога):
(В. Луговской).
5) Акцентный стих уже совсем
не учитывает слоговой объём междуударных промежутков, принадлежа, таким
образом, целиком к чисто-тонич. стихосложению:
(В. Маяковский).
Впрочем, и здесь возможны формы более
урегулированные и менее урегулированные (равноударные и неравноударные,
рифмованные и нерифмованные и пр.). В рус. поэзии с древнейших времён существовало
чисто-тонич. стихосложение (акцентный стих скоморохов, близкий к тактовику
песенный стих); с 17 в. оно входит в письменную поэзию, но скоро уступает
место силлабическому, а с 18 в.- строгому силлабо-тонич. стихосложению
(т. н. реформа Тредиаков-ского - Ломоносова); более свободные формы Т.
с. живут преим. в имитациях нар. стиха ("Сказка о попе...", "Песни западных
славян" А. С. Пушкина). В 20 в. постепенно входят в употребление
дольник (А. Блок), тактовик (И. Сельвинский), акцентный стих
(В. Маяковский).
Ныне силлабо-тоника и чистая тоника
в рус. стихосложении практически равноправны, хотя первая всё же более
употребительна.
Лит. см. при ст. Стихосложение.
М. Л. Гаспаров.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я