ТОРМОЗ-ЗАМЕДЛИТЕЛЬ
служит для
замедления движения автомобиля, гл. обр. на затяжных спусках. Т.-з. повышает
безопасность движения и облегчает работу колёсных тормозов. Действие
Т.-з. основано на переключении двигателя (дизеля) в режим работы
компрессора. При этом вместо топлива в цилиндры двигателя поступает
только воздух. В выпускном трубопроводе прикрывают спец. заслонку, отчего
создаётся противодавление в выпускной системе двигателя, т. е. повышается
сопротивление выходу воздуха, выталкиваемого из цилиндров. Работая в таком
режиме, двигатель не только не развивает мощность, но сам поглощает часть
энергии движения автомобиля, затрачивая её на сжатие воздуха в цилиндрах.
Т. о., двигатель, связанный через трансмиссию с ведущими колёсами,
замедляет их вращение. На нек-рых автомобилях особо большой грузоподъёмности
с гидродинамич. передачей в трансмиссии используют Т.-з. роторного типа.
Ротор с криволинейными лопатками установлен на ведущем валу коробки передач.
При его включении в корпус подаётся масло, создающее сопротивление вращению
ротора, а следовательно, и ведущего вала коробки передач, в результате
чего замедляется движение автомобиля.
Лит. см. при ст. Тормоз.
А. А. Сабинин.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я