ТРАГЕДИЯ
(греч. tragodia, букв.-
козлиная песнь, от tragos - козёл в ode - песнь), драматич. жанр,
основанный на трагической коллизии героических персонажей, трагич. её исходе
и исполненный патетики; вид драмы, противоположный комедии. Т. отмечена
суровой серьёзностью, изображает действительность наиболее заострённо,
как сгусток внутр. противоречий, вскрывает глубочайшие конфликты реальности
в предельно напряжённой и насыщенной форме, обретающей значение художеств.
символа;
не случайно большинство Т. написано стихами.
Исторически Т. существовала в различных
проявлениях, однако сама суть Т., как и эстетич. категория трагического,
была
задана европ. литературам древнегреч. Т. и поэтикой. По Аристотелю, Т.
есть "...подражание действию важному и законченному..." "посредством действия,
а не рассказа; совершающее путем сострадания и страха очищение подобных
аффектов". ("Поэтика", 1449 b; рус. пер., М., 1957).
Греч. Т. возникла из религ.-культовых
обрядов, посвящённых богу Дионису (см. Дионисии), и сохранила печать
ритуально-религ. действа: греч. Т. есть воспроизведение, сценич. разыгрывание
мифа
с его борьбой между поколениями (богов, героев); она приобщала зрителей
к единой для целого народа и его историч. судеб реальности. Именно поэтому
греч. Т. даёт совершенные образцы законченных, органич. произведений иск-ва
(Эсхил, Софокл); безусловной реальностью происходящего она
глубоко, психологически и физиологически, потрясает зрителя, вызывая в
нём сильнейшие внутр. конфликты и разрешая их в высшей гармонии (посредством
катарсиса).
Такого единства жизненного и художеств., реального и мифологического,
непосредственного и символически-обобщённого позднейшая Т. не знала; оно
начинает разрушаться уже у Еврипида в связи со становлением человеческой
индивидуальности, с расколом между судьбой личности и судьбой народа. Отныне
Т. становится жанром лит-ры, к-рый в течение долгих столетий определяется
правилами риторики (рим. Т., напр. Сенека, ср.-век. визант. и латинская).
Развитие жанра Т. неравномерно: новый
расцвет наступает в кризисную эпоху Позднего Возрождения и барокко,
когда
лит.-риторич. жанр вновь насыщается изнутри конфликтами эпохи и находит
для себя реальное воплощение в живой традиции народного театра. Т. о.,
реальность вновь была осмыслена как трагич. свершение и разыграна как трагическая
в формах театра. Кризис и "распад времён" выразились в исп. Т. от Л. Ф.
де Вега Карпъо до Калъдерона де ла Барка и наиболее ярко
- в англ. Т., прежде всего У. Шекспира. Формально далёкая от античности,
шекспировская Т. изображает бесконечную реальность человеческого мира,
к-рую не собрать в узел одного конфликта в критич. миг напряжения и разрешения,
- сама кризисность неисчерпаема, можно лишь эпически-неторопливо прослеживать
назревание кризиса, выявляя его во всём разнообразии жизненных форм, оттеняя
и усиливая трагическое иронией
и комизмом. Трагизм Шекспира не укладывается
в рамки отдельного (конфликта или характера героя), но обнимает собой всё,-
как и сама действительность, личность героя внутренне открыта, не определена
до конца, способна на изменения, даже резкие сдвиги. В сер. 17 в., особенно
в Германии, противоречия эпохи предстают в крайнем обобщении: в трагедиях
А. Грифиуса жизнь - жестокое, кровавое действо накануне конца истории,
и задача трагич. персонажа - окончательный нравственный выбор вечного блаженства
или вечных мук.
Во Франции, как результат рационалистич.
осмысления риторич. традиции и её использования для реализации этич. конфликтов
в
духе рационалистич. психологии и философии, возникают блестящие образцы
Т. классицизма (П. Кор-нель, Ж. Расин), Т. "высокого стиля" с непременным
соблюдением так называемых "трёх единств" (времени, места, действия);
эстетич. совершенство выступает как результат сознательного самоограничения
поэта, как виртуозно разработанная чистая формула жизненного конфликта.
Реальность бурж. общества оказалась
критической для самого существования жанра Т.- жизнь бесконечно дробится,
подчиняясь трезвой прозе обыденности; одновременно разрушается риторич.
канон лит. форм, рушится противопоставление стилей по их "высоте" и торжествyeт
"среднее" - в драматургии "драла" как средний между трагедией и комедией
вид (см. Драма, раздел 2-й). Грагич. напряжение и обобщённость
тали достигаться косвенными способами (в т. ч. на комич. материале).
Если нa рубеже 18-19 вв. Ф. Шиллер создаёт Т., обновляя "классический"
стиль, то в эпоху романтизма Т. "обратна" античной - залогом субстанциального
содержания становится не мир, а индивид с его душой (трагич. драма В. Гюго,
Дж. Байрона, М. Ю. Лермонтова). В Австрии Ф. Грильпарцер сталкивает
"барочный" стройный образ мира с опустошённостью современности;
в Германии К. Ф. Хеббель пытается возродить героич. действительность
через Т., изнутри её.
В России реализм даёт убедительные
образцы трагич. драматургии на основе широкого и углублённого изображения
непосредственной действительности ("Гроза" А. Н. Островского, "Власть тьмы"
Л. Н. Толстого); родство с жанром Т. сохраняет "историческая драма"
А. С. Пушкина и А. К. Толстого.
С кон. 19 в. появляются многочисл.
стилизации, возрождающие классич. Т. и Т. в "высоком стиле" - пьесы Г.
фон Гофмансталя, Вяч. Иванова, Г. Га-уптмана, Т. С. Элиота, П. Клоделя,
позже - Ж. П. Сартра, Ж. Ануя и др.; эти эстетически оправданные и неизбежные
опыты свидетельствуют, однако, о кризисе всей совр. драмы; настроение безысходности,
крайнего отчаяния, запечатленное в многочисл. зап. пьесах, отрезает путь
к Т., коль скоро авторы пьес уже ощущают себя "по ту сторону" совершившихся
трагич. событий, к-рые не оставляют человеку простора для действий, а сами
по себе превосходят в своей трагичности возможности иск-ва.
Напротив, лит-pa социалистического
реализма не порывает с традицией и чужда историч. пессимизма; именно
поэтому в её драматургии могут получить выражение трагич. конфликты современности,
осн. на непримиримом столкновении враждующих сил истории. Победа героич.
начала, гибель не по собственной вине или ошибке ("трагич. вине" в классич.
Т.), трагическая катастрофа не как исход, а как преодолеваемый рубеж,-
всё это даёт основание исследователям называть даже наиболее трагедийную
революц. драму - "Оптимистическую трагедию" Вс. Вишневского - героической
драмой. В ряду героич. драмы рассматривают также "Шторм" В. Н. Билль-Белоцерковского,
"Нашествие" Л. М. Леонова, "Орла на плече носящий" И. Л. Сельвинского,
воплощающих трагич. начало в революционной, антифашистской и социальной
борьбе.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф.,
Об искусстве, т. 1-2, М., 1967; Аристотель, Об искусстве поэзии, М., 1957;
Лессинг Г. Э., Гамбургская драматургия, М.- Л., 1936; Гегель, Эстетика,
т. 3, М., 1971; Русские писатели о литературном труде, т. 1-4, М., 1954-56;
Ницше Ф., Рождение трагедии из духа музыки, Полн. собр. соч., т. 1, М.,
1912; Аникст А. А., Теория драмы от Аристотеля до Лессинга, т. 1, М., 1967;
его же, Теория драмы в России от Пушкина до Чехова, М., 1972; Зингерман
Б., Проблемы развития современной драмы, в сб.: Вопросы театра, М., 1967;
Волькенштейн В. М., Драматургия, 5 изд., М., 1969; Benjamin W., Ursprung
des deutschen Trauerspiels, Fr./M., 1963; Tragedy; modern essays in criticism,
ed. by L. Micheland R. B. Sewall, Englewood Cliffs, [N. Y.J, 1963; Sсhоne
A., Emblematik und Drama im Zeitalter des Barock, 2 Aufl., Munch., 1968;
Kommerell M., Lessing und Aristoteles, [4 Auf 1.1, Fr./M., 1970.
А. В. Михайлов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я