ТРАДИЦИЯ
(от лат. traditio -
передача; предание), элементы социального и культурного наследия, передающиеся
от поколения к поколению и сохраняющиеся в определённых обществах, классах
и социальных группах в течение длительного времени; охватывает объекты
социального наследия (материальные и духовные ценности); процесс
социального наследования; его способы. В качестве Т. выступают определ.
обществ. установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды
и
т. д.
Т. не сводится к наиболее стереотипным
своим разновидностям, таким, как обычай и обряд, но распространяется на
гораздо более широкую область социальных явлений. Определённые Т. функционируют
во всех социальных системах и в известной мере являются необходимым условием
их жизнедеятельности. Наиболее широка сфера Т. в докапиталистич. обществ.
формациях. Т. присущи самым различным областям обществ. жизни (экономике,
политике, праву и т. д.), но удельный вес их в той или иной области
не одинаков. Он достигает максимума в религии. Т. занимают определ. место
в науке и в иск-ве.
В классовых обществах Т. носят классовый
характер. С одной стороны, классовая дифференциация оказывает существенное
влияние на общенац. культурное наследие, с другой - каждый класс, социальная
группа обладают своими собств. Т. Отсюда множественность и противоречивость
Т. и отношения к ним. Каждое поколение, с необходимостью воспринимая
ряд Т., вместе с тем в определённой мере осуществляет выбор тех
или иных Т., и в этом смысле оно выбирает не только своё будущее, но и
прошлое. Длительность существования Т. сама по себе не определяет её совр.
значение; жизнеспособность Т. коренится в её дальнейшем развитии последующими
поколениями в новых историч. условиях. Общество, класс или группа, воспринимая
одни элементы социального наследия, в то же время отвергают другие, поэтому
Т. могут быть как позитивными (что и как воспринимается), так и
негативными (что и как отвергается).
Марксизм исходит из дифференцированной
оценки роли Т. Слепое преклонение перед Т. порождает консерватизм и застой
обществ. жизни; пренебрежит. отношение к социальному наследию приводит
к нарушению преемственности в развитии общества и культуры, к потере
ценных достижений человечества. При социализме сохранение и развитие прогрессивных
ценностей прошлого, ре-волюц., трудовых, патриотич. Т. сочетается с борьбой
против реакц. и отживших Т., косности и рутины. А. Б. Гофман.
В литературе и искусстве Т. является
необходимым фактором художеств. развития. На ранних этапах эволюции иск-ва
передача и закрепление Т. совершаются в процессе коллективного творчества
(в первобытном иск-ве, фольклоре, т. н. традиц. иск-ве народов Африки,
Австралии я Океании, индейцев Ам.ерики и т. д.). На последующих
этапах постоянно обновляемые Т. непосредственно передаются благодаря проф.
обучению, преемственности школ и направлений, возникающей в условиях обществ.
и культурной общности. Вместе с тем носителем живой Т. может становиться
иск-во, отдалённое во времени и пространстве. Примеры такой Т.,
иногда более важной и действенной, чем непосредственно воспринимаемая,-
античное иск-во для классицизма, творчество Шекспира и Кальдерона для писателей-романтиков,
япон. гравюра для художников-импрессионистов, музыка 17-18 вв. для композиторов-неоклассиков
20 в. и т. д. Новаторство в иск-ве заключается не только в разрыве с устаревшей,
нежизненной Т. (упорное следование к-рой свойственно эпигона") и
в создании не-традиц. художеств. принципов, но, как правило, и в усвоении
и переработке других Т., приобретающих актуальность в данных условиях.
При этом складывается новая Т., переходящая к последователям. Для развития
иск-ва социалистич. реализма характерно гармонич. соотношение новаторства
и опоры на классич. наследие, на прогрессивные Т. нац. и мировой культуры.
Лит.: Маркс К., Восемнадцатое
Брюмера Луи Бонапарта, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8; Энгельс
Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т.
21; Ленин В. И., О национальной гордости великороссов. Полн. собр. соч.,
5 изд., т. 26; его же, От какого наследства мы отказываемся?, там же, т.
2; Сарсенбаев Н. С., Обычаи, традиции и общественная жизнь, А.-А., 1974;
Szасki J., Tradycja. Przeglаd problematyki, Warsz., 1971.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я