ТРАКТОРОСТРОЕНИЕ
отрасль машиностроения,
производящая тракторы, тракторные и комбайновые двигатели, унифицированные
узлы, агрегаты, запасные части и детали к ним. Как отрасль пром-сти Т.
существует с 1917, когда на заводах Форда в США началось массовое произ-во
тракторов. В Европе впервые массовое произ-во тракторов началось в 20-х
гг. 20 в. в Германии и Италии, затем в Великобритании, Франции
и др. странах.
Возникновение Т. в СССР относится к
1923 (первый выпуск тракторов "Фордзон-Путиловец" з-дом "Красный путиловец",
ныне Ленинградское объединение "Кировский завод"). Первые специализированные
тракторные з-ды - Сталинградский (ныне Волгоградский тракторный завод)
и Харьковский тракторный завод, выпускали колёсные тракторы
марки СТЗ-ХТЗ. Произ-во тяжёлых гусеничных тракторов (С-60) начато на Челябинском
тракторном з-де в 1933. На нём же освоен выпуск (1936) гусеничных тракторов
с дизельным двигателем (С65). Перевод в 1937 Сталинградского и Харьковского
з-дов на произ-во гусеничных СХТЗ-НАТИ вывел СССР (1948) на 1-е место в
мире по выпуску гусеничных тракторов. В 1-й пятилетке (1929-32) произведено
100,4 тыс. тракторов, во 2-й (1933-37) - 444,1 тыс. шт. Во время Великой
Отечеств. войны 1941-45 были построены и введены в строй (1942-44) Алтайский
тракторный завод, Владимирский тракторный завод и Липецкий тракторный
завод, в 1945 возобновили работу разрушенные Сталинградский и Харьковский
з-ды. В послевоен. годы вступили в строй Харьковский тракторосборочный
з-д (1950), Минский тракторный завод (1951), Онежский и Узбекский
(ныне Ташкентский) тракторные з-ды (1956). Особое внимание
уделялось увеличению произ-ва мощных с.-х. тракторов общего назначения.
Кировский з-д начал выпуск трактора К-700 (1964), Павлодарский тракторный
з-д (пущен в 1967) - ДТ-75М (1968). В 1962 организовано произ-во
гусеничных пропашных тракторов, унифицированных с тракторами МТЗ, на Кишинёвском
тракторном з-де (реконструирован в 1961). В кон. 60-х гг. завершается
переход на выпуск тракторов с дизельными двигателями. Происходит создание
унифицированных моделей тракторов. Широкая унификация узлов, агрегатов
и деталей тракторов и двигателей способствовала выделению их в специализированные
произ-ва (моторные з-ды в Волгограде, Минске, Барнауле, Харькове, з-ды
топливной аппаратуры,тракторных трансмиссий, гидроагрегатов, шестерён,
поршней и поршневых колец и др.). В 9-й пятилетке (1971-75) начато перевооружение
тракторных з-дов и обновление осн. моделей тракторов. Строятся Чебоксарский
з-д пром. тракторов и Харьковский з-д тракторных двигателей. За 1966-75
производительность труда возросла более чем в 2 раза. Годовой выпуск тракторов
в СССР см. табл. 1. В 1957-75 выпуск тракторов имел среднегодовой прирост
ок. 6% ; в 1960 СССР вышел на 1-е место в мире по произ-ву тракторов (238,5
тыс. шт.); в 1975 произведено 2,2 трактора на 1000 чел. населения. Растёт
технич. уровень тракторов: увеличивается их энергонасыщенность, снижается
материалоёмкость, улучшаются условия труда тракториста, повышаются универсальность,
качество и надёжность. Проводятся работы по автоматизации управления механизмами
и вождения тракторных агрегатов. Новые модели тракторов К-701, Т-150, Т-150К,
МТЗ-80/82 и др., поставленные на произ-во в 9-й пятилетке, оснащены высокоэкономичными
дизельными двигателями, многоступенчатыми коробками передач, в т. ч. с
переключением на ходу, кабинами с очисткой и охлаждением (подогревом)
воздуха, с подрессоренными сиденьями и т. д.
Табл. 1.
- Производство тракторов в СССР |
|||||
Годы
|
Выпуск тыс.
шт. |
Суммарная
мощность двигателя млн. л. с.* |
Годы
|
Выпуск тыс.
шт. |
Суммарная
мощность двигателя млн. л. с.* |
1925
|
0,6
|
0,01
|
1960
|
238,5
|
11,4
|
1928
|
1,3
|
0,03
|
1970
|
458,5
|
29,4
|
1940
|
31,6
|
1,5
|
1975
|
550,4
|
41,8
|
1950
|
116,7
|
5,5
|
|
|
|
* 1 л.
с. =0,736 квт. |
В тракторном произ-ве применяются высокопроизводит.
автоматизированные и автоматич. поточные линии, агрегатные станки-автоматы
и др. совр. оборудование.
Для решения инженерно-технич. задач
в проектировании машин, орг-ции и управлении произ-вом используются электронно-вычислит.
техника и автоматизированные системы управления. При отработке конструкций
новых тракторов и двигателей применяются методы ускоренных стендовых и
полигонных испытаний. На базе передового зарубежного и отечеств. опыта
в 9-й пятилетке разработана и внедрена (Минский и Владимирский тракторные
з-ды) система управления качеством продукции на стадиях создания,
произ-ва и эксплуатации конструкции. Продукция аттестуется по категориям
качества с присуждением изделиям высшей категории качества и Гос. знака
качества. За 1971-75 экспорт тракторов в страны - члены СЭВ увеличился
на 60%, в капиталистич. страны (39 стран) - на 52%.
В зарубежных социалистич. странах Т.
развивается особенно быстрыми темпами в послевоен. годы (см. табл. 2).
Табл. 2.
- Выпуск тракторов в отдельных социалистических странах (без садово-огородных), тыс. шт. |
|||
Страны
|
1960
|
1970
|
1975
|
НРБ
|
|
4
|
5
|
ВНР
|
3
|
2
|
0,6
|
ГДР
|
9
|
16
|
4
|
ПНР
|
9
|
41
|
58
|
СРР
|
17
|
29
|
50
|
ЧССР
|
32
|
18
|
51
|
СФРЮ
|
7
|
12
|
33
|
Сокращение произ-ва тракторов ВНР и
ГДР проводится в соответствии с принятой странами-членами СЭВ программой
социалистич. интеграции, предусматривающей специализацию стран на выпуске
тракторов и различной сельскохозяйственной техники с целью обеспечения
экономически целесообразных объёмов произ-ва.
В развитых капиталистич. странах крупное
Т. имеют США, Великобритания, ФРГ, Япония, Италия и Франция (см. табл.
3).
Табл.
3. - Производство тракторов в некоторых капиталистических странах (без садово-огородных), тыс. шт. |
|||
Страны
|
1960
|
1970
|
1974
|
США
|
204
|
221
|
270
|
Великобритания
|
186
|
163
|
120
|
ФРГ
|
121
|
105
|
116
|
Япония
|
5
|
81
|
207
|
Италия
|
39
|
94
|
116
|
Франция
|
63
|
69
|
57
|
Для капиталистич. стран характерна
высокая степень монополизации.
В США крупнейшая тракторостроит. фирма
- "Дир энд Ко" (Deere and Company); в Великобритании - "Масси-Фергюсон"
(Massie-Ferguson); во Франции- "Режи насьональ дез юзин Рено" (Regie
Nationale des Usines Renault); в ФРГ - "Фенд энд К"" (X. Fend and
Co); в Италии - "ФИАТ С. п. А" (FIATS, p. А.); в Японии-"Комацу
лтд" (Komatsu Ltd).
В 70-е гг. 20 в. произошло слияние
капиталов ряда тракторопроизводящих фирм США и Зап. Европы. В связи с насыщением
парка развитых капиталистич. стран и резким увеличением цен на тракторы
спрос на них непрерывно сокращается, соответственно сокращается ипроиз-во.
Лит.: Трепененков И. И., Развитие
советской тракторной техники, М., 1953; Гуревич А. М., Краткая история
отечественного тракторостроения, Сталинград, 1954; Смирнов А. И., ... Ценой
громадной технической эволюции, М., 1971.
Н. ф. Чухчин.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я