ТРАМБУЮЩАЯ МАШИНА
машина для
послойного уплотнения грунта периодически падающим рабочим органом. Уплотняет
грунты различного состава и состояния (в т. ч. в естественном залегании).
По энергии единичного удара различают Т. м.: тяжёлые (энергия удара до
5*104 дж), средние (энергия удара 103
- 104 дж) и лёгкие - ручные трамбовки (энергия
удара до 103 дж). К тяжёлым относятся машины на
базе стрелового экскаватора-крана или трактора. Рабочий орган выполняется
обычно в виде плиты массой до 3 т, сбрасываемой с выс. до 2,5 м.
К средним Т. м. относятся дизель-трамбовки на базе самоходного шасси
или в виде навесного оборудования на тракторе (механич., взрывного действия
и с использованием паровоздушного привода).
Схема трамбующей машины: 1 - гусеничный
трактор; 2 - редуктор; 3 - полиспастный механизм; 4 - передняя
подвеска; 5 - канатный компенсатор; 6 - тяга; 7 - канат; 8 -
задняя подвеска; 9 - направляющие штанги; 10 - подвижные
удлинители; 11 - трамбующая плита.
По способу взаимодействия рабочего
органа с уплотняемым грунтом различают Т. м., у к-рых удар передаётся через
плиту, лежащую на поверхности грунта, и Т. м., у к-рых удар рабочего органа
наносится непосредственно по поверхности грунта.
Распространены навесные Т. м., смонтированные
на гусеничном тракторе (рис.), с рабочим органом-дизель-трамбовкой
(до 5 поочерёдно работающих трамбовок) или падающей плитой. Рабочая
скорость 0,2-0,3 км/ч, производительность до 450 м3/ч,
толщина уплотняемого слоя до 1,5 м.
Лит.: Справочник конструктора
дорожных машин, 2 изд., М., 1973; Справочник инженера-механика дорожника,
М., 1973.
Л. А. Соколенка.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я