ТРАНСПОРТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
система
подготовки инженеров, техников и квалифицированных рабочих в области проектирования,
конструирования, строительства и эксплуатации различных видов транспорта
(ж.-д., автомобильного, морского, речного, воздушного, трубопроводного,
промышленного и городского).
В России Т. о. зародилось в нач. 18
в. (Школа математических и навигацких наук, осн. в 1701 в Москве;
Морская академия, осн. в 1715 в Петербурге). В 1781 в Холмогорах
открылась мореходная школа; в 1782 в связи с возросшей потребностью в специалистах
для содержания и эксплуатации искусств. сооружений на сухопутных и водных
путях был организован спец. Корпус гидравликов, несколько позднее Московская
и Вышневолоцкая низшие технич. школы водяной коммуникации, а в 1809 - Управление
водяными и сухопутными сообщениями (с основанием в Петербурге Ин-та корпуса
инженеров путей сообщения). В 1820 при этом ин-те учреждена Военно-строительная
школа путей сообщения для подготовки техников-строителей. В числе выпускников
ин-та были П. П. Мельников, Н. О. Крафт, С. В. Кербедз, М. С. Волков, Я.
А. Севастьянов, Л. Ф. Николаи, Я. Н. Гордеенко, П. И. Собко, Ф. С. Ясинский
и др., ставшие впоследствии основоположниками рус. школы строительных и
транспортных наук; в ин-те сформировались рус. система Т. о., основы науки
о путях сообщения. В 1876 в Петербурге осн. Высшее инженерное морское уч-ще,
в 1896 - Московское инж. уч-ще путей сообщения (с 1913 Моск. ин-т инженеров
путей сообщения).
Табл. 3.
- Динамика выпуска подвижного состава в некоторых капиталистических странах (только магистрального), шт. |
||||
Страна
|
Наименование
|
1940
|
1957
|
1974
|
США
|
Локомотивы
|
485
|
1485
|
13381
|
Грузовые
вагоны |
64075
|
100669
|
66600
|
|
Пассажирские
вагоны |
285
|
845
|
2362
|
|
Франция
|
Локомотивы
|
513
|
277
|
227
|
Грузовые
вагоны |
2343
|
7364
|
9900
|
|
Пассажирские
вагоны |
2933
|
155
|
281
|
|
ФРГ
|
Локомотивы
|
-
|
1280
|
422
|
Грузовые
вагоны |
-
|
11019
|
10400
|
|
Пассажирские
вагоны |
-
|
441
|
382
|
|
1На
1973. 2На 1972. 3На 1938. |
В кон. 19 - нач. 20 вв. инженеров для
ж.-д. транспорта стали готовить Петерб. технологич. ин-т, Моск. высшее
технич. уч-ще, Харьковский и Томский технологич. ин-ты, Киевский политехнич.
ин-т. Во 2-й пол. 19 в. появились технич. ж.-д. уч-ща (первое - в Ельце
в 1869). В первые годы Сов. власти в транспортных втузах были организованы
спец. ф-ты (по видам транспорта). Уже в 1920 в Петроградском ин-те
путей сообщения открылись ф-ты сухопутных и водных сообщений, затем - автодорожного
транспорта и воздушных сообщений, в Московском - ф-ты сухопутных и водных
сообщений и эксплуатац. отделение при сухопутном ф-те. В 1918 при Петроградском
ин-те учреждена школа лутей сообщения (ныне Ленингр. техникум ж.-д. транспорта
им. Ф. Э. Дзержинского), в к-рой сформировались основы сов. системы
среднего спец. Т. о. Дальнейшая специализация Т. о. обусловила создание
в 1929-33 сети ин-тов ж.-д., водного, автомоб. и возд. транспорта. На базе
соответствующих ф-тов Ленинградского и Московского ин-тов инженеров путей
сообщения созданы автодорожные ин-ты в Ленинграде (1929) и Москве
(1930), ин-ты гражд. воздушного флота (1929) и инженеров
водного транспорта (1930) в Ленинграде, Моск. электромеханич. ин-т
инженеров транспорта (1931). Трансп. втузы открылись в крупных экономич.
центрах: в 1929 - Ростовский, в 1930 - Харьковский, Днепропетровский, Тбилисский
и Томский ин-ты ж.-д. транспорта, Одесский и Горьковский ин-ты водного
транспорта, автодорожные ин-ты в Харькове, Саратове, Омске, авиац. ин-ты
в Москве и Харькове и др. В 30-50-е гг. основаны Новосибирский (1932),
Ташкентский (1931), Хабаровский (1939), Всесоюзный заочный
(1951, в Москве), Белорусский (1953, в Гомеле), Уральский
(1956, в Свердловске) ин-ты инженеров ж.-д. транспорта, высшие инж.
морские уч-ща в Одессе и Владивостоке (1944), в Ленинграде (1954),
Высшее мореходное уч-ще в Мурманске (1956), Новосибирский ин-т инженеров
водного транспорта (1951), авиационные и гражд, авиации ин-ты в
Казани и Уфе (1932), Киеве (1933), Куйбышеве (1942),
Ленинграде (1955) и др.
В 1976 инженеров для ж.-д., автомоб.,
морского и речного транспорта и гражд. авиации готовили 130 вузов, в т.
ч. 45 специализированных и 85 политехнич., машиностроительных, инженерно-строительных,
кораблестроительных и др. Среди специализированных вузов 13 ин-тов ж.-д.
транспорта - в Москве (2 ин-та), Ленинграде, Днепропетровске, Гомеле,
Ростове-на-Дону, Харькове, Свердловске, Омске, Новосибирске, Хабаровске,
Куйбышеве и Ташкенте. Основные специальности: эксплуатация жел. дорог;
автоматика, телемеханика и связь на ж.-д. транспорте; электрификация ж.-д.
транспорта; тепловозы и тепловозное х-во; локомотивостроение (электровозостроение
и тепловозостроение); вагоностроение и вагонное х-во; стр-во жел.
дорог, путь и путевое х-во; мосты и тоннели; экономика и организация ж.-д.
транспорта; строит. и дорожные машины и оборудование и др. Ведущие вузы
- Московский, Ленинградский и Всесоюзный заочный (в Москве) ин-ты
инженеров ж.-д. транспорта (см. Железнодорожного транспорта институты).
Инженеров для автомоб. транспорта выпускают
Московский, Киевский, Сибирский (Омск), Харьковский и Ташкентский
автодорожные ин-ты. Основные специальности: автомобили и автомоб. х-во;
эксплуатация автомоб. транспорта; организация дорожного движения; двигатели
внутр. сгорания; автомоб. дороги; мосты и тоннели; строит. и дорожные машины
и оборудование; экономика и организация автомоб. транспорта и др. Ведущий
вуз - Моск. автомобильно-дорожный ин-т (МАДИ). Инженеров по отдельным
автодорожным специальностям готовят также 70 др. вузов, в т. ч. 38 политехнич.,
15 инженерно-строит. ин-тов, завод-втуз при Моск. автомоб. з-де им. Лихачёва
и др. (см. Автомобильно-дорожные институты).
Для морского и речного транспорта специалистов
высшей квалификации выпускают Одесский ин-т инженеров морского флота, высшие
инженерные морские уч-ща во Владивостоке, Ленинграде, Калининграде, Мурманске,
Новороссийске и Одессе, Горьковский, Новосибирский и Ленинградский ин-ты
инженеров водного транспорта. Основные специальности: судовождение на морских
(внутренних водных) путях; эксплуатация водного транспорта; судостроение
и судоремонт; гидротехнич. строительство водных путей и портов; судовые
машины и механизмы; экономика и организация водного транспорта и др. Инженеров
для водного транспорта выпускают также Ленинградский и Николаевский кораблестроительные,
Астраханский, Дальневосточный и Калининградский рыбной пром-сти и х-ва,
Горьковский, Дальневосточный и Комсомольский-на-Амуре политехнические институты
(см. Водного транспорта высшие учебные заведения).
Инженеров для воздушного транспорта
по эксплуатационным специальностям (эксплуатация воздушного транспорта,
двигателей, авиац. приборов и электрооборудования самолётов) готовят
Академия гражд. авиации в Ленинграде, Киевский, Рижский и Московский ин-ты
гражд. авиации и Актюбинское высшее лётное уч-ще гражд. авиации;
по специальностям самолётостроение, авиац. двигатели, динамика и прочность
машин, гидроаэродинамика и др. - Московский, Казанский, Куйбышевский, Уфимский,
Харьковский авиац. ин-ты и Московский и Рыбинский авиационно-технологические,
а также нек-рые политехнич., электротехнич. и др. ин-ты (Воронеж, Иркутск,
Комсомольск-на-Амуре, Ташкент, Новосибирск и др.). Ведущий втуз
и н.-и. центр - Моск. авиационный ин-т им. С. Орджоникидзе (см. Авиационные
институты, Гражданской авиации высшие учебные заведения).
Инженеров для трубопроводного транспорта
(по проектированию, сооружению и эксплуатации газонефтепроводов, газохранилищ
и нефтебаз) готовят Московский ин-т нефтехимич. и газовой пром-сти,
Ивано-Франковский нефти и газа, Уфимский нефтяной, Тюменский индустриальный,
Всесоюзный заочный политехнич. ин-ты (см. Нефтяные институты).
Инженеров для гор. транспорта выпускают
ин-ты Моск. энергетический, Харьковский инженеров коммунального стр-ва,
Киевский автомобильно-дорожный (гл. обр. для электрич. транспорта),
Московский и Ленинградский ин-ты инженеров ж.-д. транспорта (по проектированию
и стр-ву метрополитенов).
Уч. планы трансп. специальностей предусматривают
изучение общенаучных дисциплин (обществ. науки, иностр. язык, высшая математика,
физика, химия, теоретич. механика и др.), общеинженерных (начертательная
геометрия и черчение, сопротивление материалов, электротехника, гидравлика,
теплотехника, теория машин и механизмов) и специальных - по профилю
подготовки (напр., для специальности "Автомобильные дороги" - дорожно-строит.
машины, автомобили и тракторы, изыскание и проектирование дорог, мосты
и сооружения на дорогах, эксплуатация дорог, основания и фундаменты, строит.
конструкции и др.). В спец. подготовку входит изучение организации,
планирования, управления, экономики соответствующей отрасли (автоматизированных
систем управления, вычислит. техники в инженерных и экономич. расчётах
и т. д.). Помимо обязательных, в уч. планы включены альтернативные
и факультативные дисциплины, позволяющие углубить знания в избранной области
науки и техники. За время обучения студенты выполняют 5-15 курсовых проектов
(работ) - в зависимости от специальности, проходят уч. и производств.
практику (24 недели). Обучение заканчивается гос. экзаменом по науч.
коммунизму и защитой дипломного проекта (работы). Срок обучения
- 5-6 лет. Выпускники вузов проходят стажировку по месту работы сроком
до одного года.
Техников для транспорта готовят (1975)
св.
400 средних специальных учебных заведений, в т. ч. 268 специализированных
(ж.-д., автодорожных, автотранспортных, транспортного стр-ва, мореходных,
арктич., речных и др.). Среднее специальное образование включает
св. 60 трансп. специальностей (более узких, чем в высшей школе) и
осуществляется по дневной, вечерней и заочной формам обучения.
Резкое увеличение масштабов и темпов
развития транспорта обусловило совершенствование системы Т. о. и расширение
выпуска инженеров и техников. В 1950 трансп. специальностям в вузах обучалось
23,7 тыс. чел., выпуск -3,1 тыс. чел., в 1965 соответственно - 112,6 тыс.
и 9,6 тыс., в 1974 - 142 тыс. и 16,5 тыс.; в техникумах: в 1950 - 48,7
тыс. и 11,1 тыс., в 1965 - 233,9 тыс. и 33,6 тыс., в 1974 - 287,9 тыс.
и 63,2 тыс. чел.
Проф.-технич. Т. о. осуществляется
более чем по 50 рабочим профессиям (машинист, моторист, судоводитель, радиомонтажник,
механик, электромонтёр, слесарь по ремонту подвижного состава, водитель
троллейбуса, трамвая и т. д.). В 1975 квалифицированных рабочих
для транспорта готовили св. 300 профессионально-технических учебных
заведений (ок. 150 тыс. уч-ся), выпуск составил 66 тыс. чел.
В других социалистич. странах общие
принципы организации Т. о. близки к принятым в СССР. В ВНР подготовка кадров
ведётся в Высшей школе в г. Дьёр; в ГДР - в Высшей технич. школе транспорта
им. Ф. Листа (Дрезден), Ростокском ун-те; в ПНР - в политехнич.
ин-тах (Варшава, Лодзь, Сопот, Познань, Щецин) и Гданьском ун-те;
в НРБ - в Высшем машино-строительном ин-те им. В. И. Ленина (София),
Морской академик (Варна), Высшей школе по подготовке инженеров воздушного
транспорта (г. Шумен); в СРР - в Бухарестском политехническом ин-те;
в СФРЮ - в Белградском ун-те; в ЧССР - в Высшем транспортном училище (г.
Жилина). В этих странах существуют также средние специальные и профессионально-технические
учебные заведения для подготовки техников и квалифицированных рабочих для
различных видов транспорта.
В капиталистич. странах наиболее известными
центрами Т. о. являются: в США - Массачусетсский технологич. ин-т; в Великобритании
- Лондонский и Бирмингемский ун-ты, технологические ин-ты в Лафборо и Крэнфилде,
Лондонский политехнический ин-т; во Франции - Национальная школа мостов
и дорог в Париже, Техническая школа аэронавтики и автомобилестроения; в
ФРГ - технические ун-ты в Дармштадте и Ганновере, Штутгартский ун-т; в
Японии - ун-ты Токио, Хоккайдо, Киото, Кюсю и др. См. также Высшее образование,
Машиностроительное и приборостроительное образование, Строительное образование,
Энергетическое и электротехническое образование и др.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я