ТРЕНИЕ ВНЕШНЕЕ
механич. сопротивление,
возникающее в плоскости касания двух соприкасающихся тел при их относит.
перемещении. Сила сопротивления F, направленная противоположно относит.
перемещению данного тела, наз. силой трения, действующей на это тело. Т.
в.- диссипативный процесс, сопровождающийся выделением тепла, электризацией
тел, их разрушением и т. д.
Различают Т. в. скольжения и< качения.
Трение скольжения.< Если составляющая
Вследствие волнистости и шероховатости
Значение силы трения в зависимости
В результате приработки пятна касания
Большей частью описанное формоизменение
Общий коэфф. Т. в. определяется суммой
где К - коэфф., связанный
В зависимости от характера деформирования
Трение качения.< Значения силы
Управление трением путём подбора пар
Лит.: Дерягин Б. В., Что такое
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Характеристика первого- коэфф. трения скольжения f
второго - коэфф. трения качения f
скорость,< шероховатость, темп-pa, смазка) влияют на величину Т.
в. не меньше, чем природа трущихся тел, меняя его в неск. раз.
приложенной к телу силы, лежащая в плоскости соприкосновения двух тел,
недостаточна для того, чтобы вызвать скольжение данного тела относительно
другого, то возникающая сила трения наз. неполной силой трения (участок
ОА
на рис.); она вызвана малыми (1 мкм) частично обратимыми
перемещениями в зоне контакта, величина к-рых пропорциональна приложенной
силе и изменяется с увеличением последней от 0 до нек-рого макс. значения
(точка А на рис.), наз. силой трения покоя; эти перемещения
наз. предварительными смещениями. После того как приложенная сила превысит
критич. значение, предварит. смещение переходит в скольжение,
причём сила Т. в. неск. уменьшается (точка A
перестаёт зависеть от перемещения (сила трения движения).
каждой из поверхностей, касание двух твёрдых тел происходит лишь в отд.
"пятнах", сосредоточенных на гребнях выступов. Размеры пятен зависят от
природы тел и условий Т. в. Более жёсткие выступы внедряются в деформируемое
контртело, образуя единичные пятна реального контакта, на к-рых
возникают силы прилипания (адгезия, хим. связи, взаимная диффузия и др.).
от относительного смещения трущихся тел при сдвиге, переходящем в скольжение.
бывают "вытянуты" в направлении движения. Диаметр эквивалентного по площади
пятна касания составляет от 1 до 50 мкм в зависимости от природы
поверхности, вида обработки и режима Т. в. При скольжении эти пятна наклоняются
под нек-рым углом к направлению движения, материал раздвигается в стороны
и подминается скользящей неровностью, а пятна прилипания, образующиеся
из поверхностных плёнок, покрывающих твёрдое тело, наз. мостиками,
непрерывно разрушаются (срезаются) и формируются вновь. В этих пятнах
реализуются напряжения лишь в неск. раз меньшие теоретич. прочности материала.
Сопротивление оттеснению материала при сдвиге зависит от безразмерной характеристики
h/R
- отношения глубины h внедрения единичной неровности, моделированной
сферич. сегментом, к его радиусу R. Это отношение определяет механич.
составляющую силы Т. в.
упруго и рассеяние энергии обусловлено потерями на гистерезис. В
пятнах касания возникают силы межмолекулярного взаимодействия, потери на
преодоление к-рого оцениваются безразмерной характеристикой т/с
предел
текучести основы. Молекулярное сдвиговое сопротивление т = т
нагрузки, Р
В - коэфф. упрочнения мостика. Каждое пятно касания (т. н. фрикционная
связь) существует лишь ограниченное время, т. к. выступ выходит
из взаимодействия. Продолжительность жизни фрикционной связи - важная характеристика,
т.
к. определяет темп-ру, развивающуюся при Т. в., износостойкость и др. Т.
о., процесс Т. в. представляет собой двойственный процесс - с одной стороны
он связан с диссипацией энергии, обусловленной преодолением молекулярных
связей, с другой - с формоизменением поверхностного слоя материала внедрившимися
неровностями.
механической и молекулярной составляющих
с расположением выступов по высоте, а
гистерезисных потерь. Из уравнения следует, что коэфф. Т. в. в зависимости
от давления при постоянной шероховатости или от шероховатости при постоянном
давлении переходит через минимум. При приработке пар трения устанавливается
шероховатость, соответствующая минимуму коэфф. Т. в.
Для эффективной работы пары трения существенно, чтобы поверхностный слой
твёрдого тела имел меньшее сдвиговое сопротивление, чем глубжележащие слои.
Это достигается применением различных жидких смазок. В этом случае трущиеся
тела разделены слоем жидкости или газа, в к-ром проявляются объёмные свойства
этих сред и вступают в силу законы жидкостного трения, характеризующиеся
отсутствием трения покоя. Иногда необходимо иметь ослабленным поверхностный
слой самого тела; это достигается применением поверхностно-активных веществ
(присадки к смазкам), покрытий из мягких металлов, полимеров или
созданием защитных плёнок с пониженным сопротивлением сдвигу.
поверхностного слоя различают Т. в. при упругом и пластическом контактированиях
и при микрорезании. В определённых условиях, зависящих от нагрузки и механич.
свойств каждой пары трения, Т. в. переходит во внутреннее трение, для
к-рого характерно отсутствие скачка скорости при переходе от одного тела
к другому. Нагрузка, при к-рой Т. в. нарушается для данной пары трения,
наз. порогом внешнего трения.
трения качения очень малы по сравнению с силами трения скольжения. Трение
качения обусловлено: а) потерями на упругий гистерезис, связанный
со сжатием материала под нагрузкой перед катящимся телом; б) затратами
работы на передеформирование материала при формировании валика перед катящимся
телом; в) преодолением мостиков сцепления. При достаточно протяжённых размерах
пятна касания в зоне контакта возникает проскальзывание, приводящее к уже
рассмотренному выше трению скольжения. При больших скоростях качения, сопоставимых
со скоростью распространения деформации в теле, сопротивление перекатыванию
резко увеличивается, и тогда выгоднее переходить к трению скольжения.
трения, конструкций узлов и правильной их эксплуатации - тема новой тех-нич.
науки, наз. триботехникой.
трение?, 2 изд., М., 1963; Крагельский И. В., Трение и износ, 2 изд.,М.,1968;
Дьячков А. К., Трение, износ и смазка в машинах, М., 1958; Трение полимеров,
М., 1972; Боуден Ф. и Тейбор Д., Трение и смазка твердых тел, пер. с англ.,
М., 1968. И. В. Крагелъский.