ТРИАДА
(от греч. trias, род.
падеж triados - троица), термин, означающий тройственный ритм движения
бытия и мышления. Т. была предметом теоретич. исследования у Платона,
в
неоплатонизме (особенно у Прокла). В нем. классич. идеализме
у И. Г. Фихте, Ф. Шеллинга и особенно у Г. Гегеля Т. становится осн. диалектич.
принципом развития. По Гегелю, у к-рого Т. выступает также
и как способ построения филос. системы, всякий процесс развития проходит
три ступени: тезис, антитезис, синтез. Антитезис отрицает тезис, синтез,
в свою очередь, отрицает антитезис, соединяя, однако, в себе особенности
предыдущих ступеней развития (см. Снятие). Основатели марксизма,
приняв принцип Т. в развитии бытия и познания, отвергли гегелевскую предпосылку,
согласно к-рой субъектом триадич. развития выступает абс. идея. Для диа-лектич.
материализма существенным в понимании развития является не схема Т., но
истолкование развития как противоречивого процесса, осуществляющегося через
снятие противоречия на высшей ступени этого развития, через отрицание
и
отрицание отрицания (см. Отрицания отрицания закон). в. Ф. Асмус.
"ТРИАДА" ("Саньхэхой"),
одно
из общих названий многочисленных антиманьчжурских тайных об-в,
действовавших
в 18 - нач. 20 вв. в юж. и юго-вост. провинциях Китая. Об-ва "Т." представляли
собой небольшие (от неск. сот до неск. тыс. членов)
законспирированные
организации, объединявшие крестьян, ремесленников,
торговцев, деклассированные
элементы и отдельных анти-маньчжурски настроенных кит. помещиков и шэньши.
Они действовали локально и разрозненно. У каждого из них имелось своё
название. Их общим лозунгом было: "Свергнем (маньчжурскую) династию
Цин, восстановим (китайскую) династию Мин". Об-ва "Т." организовали
и возглавили многие нар. восстания против маньчжурского владычества в различных
р-нах Юж. и Юго-Вост. Китая.
Лит.: Тайные общества в старом
Китае, М., 1970.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я