ТРОЛЛЕЙБУС

ТРОЛЛЕЙБУС (англ. trolleybus,
от trolley - контактный провод, роликовый токоприёмник и bus - автобус),
средство безрельсового наземного городского транспорта с питанием электроэнергией
от контактного провода. Работы по созданию и применению Т. проводились
в Германии уже в нач. 80-х гг. 19 в. При конструктивной разработке Т. наиболее
трудной технич. задачей оказалось обеспечение надёжного токосъёма от контактной
сети. Решение этой задачи стало возможным только с применением асфальтовых
дорожных покрытий, что создало необходимые условия для распространения
Т. Первые Т. в СССР созданы в 1933. В 1934 Т. пущен в Москве. В 60- 70-е
гг. троллейбусные линии появились во многих крупных городах СССР. Преимущества
Т. по сравнению с трамваем заключаются в отсутствии рельсовых путей,
требующих больших первоначальных капиталовложений, в лучшей манёвренности
и бесшумности; недостаток - необходимость более сложной контактной подвески
с 2 подвесными проводами. Т. обладает преимуществами и перед автобусом:
использование дешёвой электроэнергии, отсутствие выхлопных газов, простота
и надёжность в эксплуатации. Однако значительно большая требовательность
Т. к качеству дорожного покрытия и меньшая гибкость при движении в условиях
плотных трансп. потоков в ряде случаев ограничивает его применение.


Большинство Т. выпускается в 2-осном
исполнении с 2- или 3-дверной компоновкой кузова. На линиях с большими
пассажиропотоками, пролегающих по осн. городским магистралям, применяют
многоосные сочленённые Т. Габаритные размеры 2-осного Т.: дл. 10-12 м,
шир. 2,5 м, выс. 3,2-3,4 м. Совр. Т. развивает скорость
65-70 км/ч; вместимость 2-осных Т. 50-70 чел.


К осн. электрич. оборудованию Т. относятся
тяговые электродвигатели постоянного тока, вспомогат. электродвигатели
для привода компрессоров, вентиляторов и генераторов, обеспечивающих питание
низковольтных приборов, а также осветительная и сигнальная аппаратура.
Тяговые электродвигатели могут быть смешанного или последовательного возбуждения.
На Т. советского производства устанавливаются тяговые двигатели смешанного
возбуждения, обеспечивающие хорошие показатели при работе в тяговом и генераторном
режимах. Они приспособлены к рекуперативному торможению с возвратом
электроэнергии в контактную сеть. Мощность тяговых электродвигателей находится
в пределах 70-120 квт при напряжении в контактной сети 550 в. Для
управления тяговыми электродвигателями служат контакторы, переключающие
силовую цепь, к-рые приводятся в действие контроллером, связанным с педалью,
установленной возле места водителя. Возможность движения задним ходом достигается
при помощи реверсора, изменяющего направление тока в обмотках якоря и в
обмотках дополнит. полюсов. Током низкого напряжения питаются приборы наружного
освещения и сигнализации. Питание электроэнергией от контактной сети
осуществляется через токосъёмник, расположенный на крыше Т.


К механич. части Т. относятся трансмиссия,
ходовая часть, органы управления. Трансмиссия состоит из карданной передачи
и гл. передачи с дифференциалом. В редукторе передачи используются конич.
или червячные зубчатые колёса. Ходовую часть (рессорная подвеска, балки
осей, ступицы колёс и др.) выполняют аналогично соответствующим
узлам многоместных автобусов и тяжёлых грузовых автомобилей. В тормозную
систему входят колёсные колодочные тормоза с пневматич. приводом и ручной
механич. привод для стояночного тормоза. Рулевой механизм и рулевой привод
- автомобильного типа. Кузов Т.- цельнометаллический со сварным стальным
каркасом, обшитым тонким стальным листом. Каркас крепится к жёсткому основанию
в виде фермы из профилированных балок, соединённых угольниками.


Перспективы применения Т. значительно
расширяются в связи с совершенствованием общей дорожной сети. Увеличение
ширины проезжей части, увеличение радиусов кривых и закруглений, применение
усовершенствованных дорожных покрытий открывают возможности эксплуатации
Т. с высокой скоростью движения. Используется Т. и на междугородных маршрутах
(напр., линия Симферополь- Ялта). Большая вместимость Т. (по сравнению
с автобусом) обеспечивает высокую эффективность его эксплуатации
на линиях с напряжёнными пассажиропотоками.


Лит.: Ребров С. А., Устройство
и техническая эксплуатация троллейбусов, 2 изд., К., 1972. А. А. Сабинин.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я