ТРУДОВАЯ ШКОЛА

ТРУДОВАЯ ШКОЛА течение в реформаторской
педагогике,
представители
к-рого выступали за создание школы, сочетающей образование, нравственное,
эстетич. и физич. воспитание с выработкой у детей трудовых умений, с теми
или иными формами проф. ориентации. Впервые идея Т. ш. была выдвинута представителями
раннего утопич. социализма (Т.
Мор, Т.
Кампанелла), к-рые
в своих проектах организации общества будущего предусматривали участие
всех его членов в производительном труде. Отсюда вытекало и их требование
подготовки детей в уч. заведениях к труду, привлечения их к посильной трудовой
деятельности.


В 17 в. мысль о необходимости трудовой
подготовки детей в школе высказал Я. А. Коменский. Англ. экономист
Дж. Беллерс разработал проект "промышленной школы" - трудового объединения
взрослых, являющегося одновременно и образцовым воспитательным учреждением,
где дети учатся полезным наукам, овладевают конкретными профессиями, приобретают
любовь и уважение к труду. Ж. Ж. Руссо выдвинул требование готовить
детей к с.-х. и ремесл. труду в процессе воспитания.


Видное место вопросы Т. ш.- трудового
обучения и воспитания занимали в проектах организации нар. образования
эпохи Великой франц. революции.


В кон. 18 - нач. 19 вв. И. Г. Песталоцци
сформулировал
положения, сыгравшие важную роль в дальнейшей разработке идеи Т. ш., проблем
трудового воспитания: труд в сочетании с физич. упражнениями и играми благотворно
сказывается на развитии детей; воспитательные учреждения не должны ограничиваться
выработкой у детей владения небольшим кругом ремесленных приёмов - у них
нужно развивать разносторонние способности и навыки, необходимые для быстрого
включения в практич. деятельность в различных отраслях х-ва.


В 1-й пол. 19 в. проблема трудового
обучения и воспитания детей в школе привлекала внимание представителей
утопич. социализма - Р. Оуэна, Ш. Фуръе, К. А. Сен-Симона,
В.
Вейтлинга.
Наиболее интересны мысли Оуэна, считавшего, что в коммунистич. обществе
будущего каждый ребёнок в процессе обучения и воспитания будет знакомиться
с осн. видами труда.


Большинство представителей реформаторских
течений в бурж. педагогике кон. 19 - нач. 20 вв. причисляли себя к сторонникам
Т. ш., хотя сам труд уч-ся трактовался представителями различных пед. течений
по-разному. В теории Т. ш. можно выделить 3 крупных направления. Представители
первого из них видели сущность Т. ш. в том, что в уч. план вводится ручной
труд как особый предмет преподавания, а трудовые умения и навыки, приобретаемые
уч-ся на уроках по этому предмету, способствуют изучению других уч. дисциплин.
Т. о., ручной труд являлся и предметом и принципом всего обучения. Сторонники
этого направления (т. н. мануалисты) много сделали для пропаганды
идеи педагогически целесообразного ручного труда, разработки его методики,
они стремились установить связь между ручным трудом и уч. занятиями, активизировать
тем самым весь пед. процесс.


Сторонники второго направления, идеологом
к-рого был нем. педагог Г. Кершенштейнер, рассматривая труд в начальной
нар. школе тоже как предмет и принцип обучения, видели его гл. цель в выработке
у детей старательности, честности, добросовестности и т. п. Т. ш. такого
типа рассматривалась в качестве важного средства гражд. воспитания. К третьему
направлению в движении Т. ш. принадлежали представители мн. течений в реформаторской
педагогике (индивидуальная педагогика, педагогика личности, педагогика
действия и т. п.), к-рые трактовали труд детей расширительно и видели
сущность Т. ш. в разнообразной самостоятельной познавательной и художеств.
деятельности уч-ся.


Бурж. педагоги, говоря о Т. ш., фактически
имели в виду начальную нар. школу, к-рая не давала основ науч. образования,
а сам труд носил ремесленный характер. В средней же школе трудовой принцип
трактовался как стимулирование умственной самостоятельности уч-ся, а собственно
труд, если он вводился в уч. план, использовался как средство физич. развития.
Идеи трактуемой таким образом Т. ш. применяются в совр. школе и педагогике
в бурж. странах.


Создав в сер. 19 в. теорию науч. коммунизма,
К. Маркс и Ф. Энгельс уделили в ней значит. место и проблемам воспитания,
показав их неразрывную связь с социально-экономич. условиями жизни общества.
Марксистское учение о гармонич. развитии человеческой личности, о соединении
умственного образования с политехнич. и трудовым обучением как обязательном
условии всестороннего развития человека явилось фундаментом социалистич.
педагогики и теоретич. обоснованием политехнич. Т. ш. Эти идеи впервые
получили реализацию в практике строительства новой, сов. трудовой школы
после Окт. революции 1917. Марксистское понимание Т. ш. требует осознания
учащимися роли труда в развитии общества, выработки трудовых умений и навыков,
а также вооружения школьников политехнич. знаниями (см. Политехническое
образование). Лит.:
Маркс К., Инструкция делегатам Временного Центрального
Совета по отдельным вопросам, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 16;
его же, Капитал, т. 1, гл. 4, 5, 8, 9, 12, 13, там же, т. 23; Ленин В.
И., Гимназические хозяйства и исправительные гимназии, Полн. собр. соч.,
5 изд., т. 2; его же, Перлы народнического прожектерства, там же; его же,
О политехническом образовании. Заметки на тезисы Надежды Константиновны,
там же, т. 42; Крупская Н. К., Пед. соч., т. 1,
М., 1957; т. 4, М., 1959; Пискунов А. И., Теория и практика трудовой
школы в Германии (До Веймарской республики), М., 1963; Синицкий Л. Д.,
Трудовая школа, её принципы, задачи и идейные корни в прошлом, М., 1922;
Трудовая школа в свете истории и современности. Сб. статей, под ред. М.
М. Рубинштейна, Л., 1924; Фортунатов А., Теория трудовой школы в её историческом
развитии, ч. 1- От Т. Мора до К. Маркса, М., 1925; Andersоn L. P., History
of manual and industrial school education, N. Y.- L., 1926; Bennet С h.
A., History of manual and industrial education, 1870 to 1917, Peorfa (111),
1937; Burger E., Arbeitspadagogik, 2 Aufl., Lpz., 1923; Heуwang E., Was
ist Arbeitsschule?, 3 Aufl., Langensalza, 1927; Panthier A., Enquete historique
sur 1'enseignement manuel dans les ecoles non techniques, P., 1907; Schloen
H., Entwicklung und Aufbau der Arbeitsschule, В., 1926; Wolff A.. Arbeitspadagogik,
Tl 1, Langensalza, 1925; "Jahrbuch fur Erziehungs und Schulgeschichte",
Jg 1, В., 1961.

А. И. Пискунов.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я