ТУРБИНА
(франц. turbine, от
лат. turbo, род. падеж turbinis - вихрь, вращение с большой скоростью),
первичный двигатель с чисто вращательным движением рабочего органа - ротора
и непрерывным рабочим процессом, преобразующий в механическую работу кинетич.
энергию подводимого рабочего тела - пара, газа или воды. Стационарные паровые
и газовые Т. применяют для привода генераторов электрич. тока (турбогенераторы),
центробежных компрессоров и воздуходувок (турбокомпрессоры,
турбовоздуходувки), питательных, топливных и масляных насосов (турбонасосы).
Трансп. паровые и газовые Т. используют в качестве главных судовых двигателей.
Газовые
Т. используются также в качестве авиационных двигателей
(турбовинтовые
и турбореактивные двигатели) и в отд. случаях - на локомотивах (газотурбовозы)
и спец. автомобилях, требующих особо мощных двигателей. Гидравлич.
Т. строят только в стационарном исполнении для привода тихоходных генераторов
электрического тока (гидрогенераторы)
на гидроэлектрических станциях.
К 1976 мощность паровых Т. достигла 1300 Мвт, газовых - 100
Мвт, гидравлических - более 600 Мвт
в агрегате. Благодаря
хорошей экономичности, компактности, надёжности и возможности осуществить
большую единичную мощность Т. практически вытеснили поршневые паровые
машины из совр. мировой энергетики. См. также ст. Газовая турбина,
Гидротурбина, Паровая турбина. С. М. Лосев.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я