ТУРБОВИНТОВОЙ ДВИГАТЕЛЬ
(ТВД),
авиационный газотурбинный двигатель, в к-ром осн. тяга создаётся
воздушным
винтом, а дополнит. тяга (до 8-12%) - струёй газов, вытекающих из реактивного
сопла.
Принципиальная схема вертолётного турбовинтового
двигателя: 1 - воздушный винт; 2 - редуктор; 3 - воздухозаборник;
4
- осевой компрессор; 5 - камера сгорания; 6 - турбины
для привода компрессора и воздушного винта; 7 - сопло для отвода газов.
ТВД используются на дозвуковых самолётах
и вертолётах. Атм. воздух, поступающий в ТВД при полёте, сжимается в воздухозаборнике
и
далее в турбокомпрессоре, а затем подаётся в камеру сгорания, в
к-рую впрыскивается жидкое хим. топливо (обычно авиац. керосин).
Образовавшиеся при сгорании топлива газы расширяются в турбине, вращающей
компрессор и воздушный винт; окончат. расширение газов происходит в реактивном
сопле. Для согласования скорости вращения ротора турбокомпрессора и воздушного
винта либо (у вертолётов) для передачи вращающего момента на винт,
ось к-рого расположена под углом к оси турбины, используется редуктор.
Привод
компрессора и воздушного винта у вертолётных ТВД обычно осуществляется
механически не связанными турбинами. См. также Авиационный двигатель.
В. И. Бакулев.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я