ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
(ТРД),
авиац. газотурбинный двигатель, в к-ром тяга создаётся струёй газов,
вытекающих из реактивного сопла. ТРД применяются на сверхзвуковых самолётах
как маршевые двигатели либо как подъёмные двигатели на самолётах вертикального
взлёта и посадки.
Принципиальная схема двухвального турбореактивного
двигателя с форсажной камерой для сверхзвуковых самолётов; 1 - воздухозаборник;
2 - осевой компрессор; 3 - камера сгорания; 4 - турбина;
5
- форсажная камера; 6 - реактивное сопло.
Атм. воздух, поступающий в ТРД при
полёте, сжимается в воздухозаборнике и далее в турбокомпрессоре.
Сжатый
воздух подаётся в камеру сгорания, в к-рую впрыскивается жидкое хим. топливо
(обычно авиац. керосин). Образовавшиеся при сгорании газы частично
расширяются в турбине, вращающей компрессор; окончательное расширение газов
происходит в реактивном сопле. Тяга ТРД может быть значительно увеличена
(примерно на 30-40% ) путём дополнит. сжигания топлива в
форсажной камере, расположенной между турбиной и реактивным соплом.
Для увеличения диапазона устойчивой работы компрессора ТРД и ТРД с форсажной
камерой могут выполняться по двухвальной (двухкаскадной)
схеме,
при к-рой турбокомпрессор составляется из двух механически не связанных
последовательных каскадов. Перспективно использование ТРД на первых ступенях
воздушно-космических самолётов. См. также Авиационный двигатель.
В. И. Бакулев.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я