ТУРГЕНЕВ

ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич [28.10(9.11).
1818, Орёл,- 22.8(3.9). 1883, Буживаль, близ Парижа; похоронен в
Петербурге], русский писатель. Мать - В. П. Лутовинова; отец - С. Н. Тургенев,
офицер, участник Отечеств. войны 1812. Детские годы Т. провёл
в имении матери - с. Спасское-Лутовиново Орловской губ., где культура "дворянского
гнезда" разительно контрастировала с крепостнич. произволом. В 1833 поступил
в Моск. ун-т, через год перешёл в Петерб. ун-т на словесное отделение филос.
ф-та (окончил кандидатом в 1837). Первое дошедшее до нас произв.
Т.- драматич. поэма "Стено" (написана в 1834, опубл. 1913), посв.
герою демонич. склада. К сер. 30-х гг. относятся ранние стихотв. опыты
Т. Первое увидевшее свет произв.- рецензия на книгу А. Н. Муравьёва "Путешествие
по святым местам русским" (1836), в 1838 в журн. "Современник" были
опубл. первые стихи Т. "Вечер" и "К Венере Медицейской".


В 1838-40 (с перерывами) Т.
продолжал образование за границей. В Берлинском ун-те он занимался философией,
древними языками, историей. В Берлине, затем в Риме сблизился с Н. В. Станкевичем
и М. А. Бакуниным. В 1842 Т. выдержал в Петербургском ун-те экзамен на
степень магистра философии. В 1842 совершил ещё одну поездку в Германию.
По возвращении служил в Мин-ве внутр. дел чиновником особых поручений (1842-44).
В 1843 Т. познакомился с франц. певицей П. Виардо. Дружеские отношения
с ней и её семьёй продолжались в течение всей жизни писателя, оставили
глубокий след в его творчестве; привязанность к Виардо во многом объясняет
частые поездки, а затем и долгое пребывание Т. за границей. Чрезвычайно
важным для Т. было знакомство в кон. 1842 с В. Г. Белинским; вскоре Т.
сблизился с его кружком, с петерб. литераторами (в т. ч. с А. И. Герценом),
деятельность к-рых развёртывалась в русле идей западничества. Критика и
убеждения Белинского способствовали укреплению Т. на антикрепостнич. и
антиславянофильских позициях; в нек-рых очерках Т. из "Записок охотника"
("Бурмистр" и "Два помещика") есть следы прямого влияния "Письма к Гоголю",
написанного Белинским во время совместного пребывания с Т. за границей
(1847).


В 1843 вышла в свет поэма Т. "Параша",
высоко оценённая Белинским; вслед за ней опубл. поэмы "Разговор" (1845),
"Андрей" (1846) и "Помещик" (1846) - своего рода "физиологический
очерк" в стихах, определивший место Т. в кругу писателей гоголевского направления.
В поэзии Т. два героя - мечтатель, человек страстной и мятежной души, полный
внутр. тревоги, неясных надежд, и - скептик онегинско-печоринского типа.
Грустная ирония по отношению к бесприютному "скитальцу", тоска о высоком,
идеальном, героическом - осн. настроение поэм Т. В прозаич. произв. этих
лет - "Андрей Колосов" (1844), "Три портрета" (1846), "Бреттёр"
(1847) -Т. продолжал разработку выдвинутой романтизмом проблемы
личности и общества. Эпигон Печорина, скептик во 2-й пол. 40-х гг. не представлялся
Т. значительным, напротив, он сочувствует сейчас личности непосредственной
и свободной в проявлениях своей воли и чувства. В это время Т. выступает
и с критическими статьями, с рецензиями (на перевод "Фауста" М. Вронченко,
пьесы Н. В. Кукольника, С. А. Гедеонова), в к-рых выразилась эстетическая
позиция писателя, близкая взглядам Белинского на высокое об-щественное
назначение лит-ры.


В драматич. произв. Т.- жанровых сценах
"Безденежье" (1846), "Завтрак у предводителя" (1849, опубл. 1856), "Холостяк"
(1849) и социальной драме "Нахлебник" (1848, пост. 1849, опубл. 1857) -
в изображении "маленького человека" сказались традиции Н. В. Гоголя и связь
с психологич. манерой Ф. М. Достоевского (образ Кузовкина). В пьесах "Где
тонко, там и рвётся" (1848), "Провинциалка" (1851), "Месяц
в деревне" (1850, опубл. 1855) выражены характерные для Т. неудовлетворённость
бездействием рефлектирующей дворянской интеллигенции, предощущение нового
героя-разночинца. От драмы униженного крепостнич. порядками человека Т.
приходит к глубокой психологич. разработке столкновений разных социальных
групп, различных воззрений (напр., дворянства и разночинцев). Драматургия
Т. подготавливала социальные пьесы А. Н. Островского и предваряла психологич.
драму А. П. Чехова с её скрытым лиризмом и острым ощущением разорванности
мира и человеческого сознания.


Цикл очерков "Записки охотника" (1847-52)
- самое значит. произв. молодого Т. Оно оказало большое влияние на развитие
рус. лит-ры и принесло автору мировую известность. Книга была переведена
на многие европ. языки и уже в 50-е гг., находясь фактически под запретом
в России, выдержала много изданий в Германии, Франции, Англии, Дании. По
словам М. Е. Салтыкова-Щедрина, "Записки охотника" "...положили начало
целой литературе, имеющей своим объектом народ и его нужды" (Собр. соч.,
т. 9, 1970, с. 459). В центре очерков - крепостной крестьянин, умный, талантливый,
но бесправный. Т. обнаружил резкий контраст между "мёртвыми душами" помещиков
и высокими душевными качествами крестьян, возникшими в общении с величавой,
таинственной и прекрасной природой. В соответствии с общей мыслью
"Записок охотника" о глубине и значительности нар. сознания Т. в самой
художеств. манере изображения крестьян делает шаг вперёд в сравнении с
предшествующей и совр. лит-рой. Яркая индивидуализация крест. типов, изображение
психологич. жизни народа в смене душевных движений, обнаружение в крестьянине
личности тонкой, сложной, глубокой, как природа,- открытия Т., сделанные
в "Записках охотника".


Тургеневская концепция нар. характера
имела большое значение для развития прогрессивной обществ. мысли в России.
К книге Т. обращались передовые люди как к убедит. аргументу в пользу отмены
крепостного права в России. В 70-е гг. "Записки..." оказались близки народникам
как признание нравств. высоты крестьянина и бедств. его положения. Они
оказали заметное влияние на изображение народа в рус. лит-ре (Л. Н. Толстой,
В. Г. Короленко, Чехов). С "Записок охотника" началось участие Т. в некра
совском "Современнике", в кружке к-рого он вскоре занял видное место.


В февр. 1852 Т. написал некрологическую
заметку о смерти Гоголя, назвав его великим писателем, к-рый "...означил
эпоху в истории нашей литературы" (Полн. собр. соч., т. 14, 1967, с. 72),
что послужило предлогом для ареста и ссылки Т. под надзор полиции в с.
Спасское на полтора года. Истинная причина этой акции - критика крепостничества
в "Записках охотника". В этот период Т. написал повести "Муму" (опубл.
1854) и "Постоялый двор" (опубл. 1855), по своему антикрепостнич. содержанию
примыкающие к "Запискам охотника".


В 1856 в "Современнике" появился роман
"Рудин" - своеобразный итог раздумий Т. о передовом герое современности.
Роману предшествовали повести и рассказы, в к-рых писатель с разных сторон
оценивал тип идеалиста 40-х гг. Если в повестях "Два приятеля" (1854) и
"Затишье" (1854) с неодобрением был дан портрет человека неустойчивого,
рефлектирующего, то в рассказах "Гамлет Щигровского уезда" (1849), "Дневник
лишнего человека" (1850), "Яков Пасынков" (1855), "Переписка" (1856) раскрывалась
трагедия "лишнего человека", его мучит. разлад с миром и людьми.
Точка зрения Т. на "лишнего человека" в "Рудине" двойственна: признавая
значение рудинского "слова" в пробуждении сознания людей 40-х гг., он отмечает
недостаточность одной лишь пропаганды высоких идей в условиях рус. жизни
50-х гг.


Как всегда, Т. "сверял" своего героя
с чутко уловленными требованиями современности, ожидавшей передового обществ.деятеля.
Рудин принадлежал к поколению, к-рое готовило для него почву. Н. Г. Чернышевский
и Н. А. Добролюбов (в эти годы) готовы были поддержать протест против крепостнич.
действительности, заключающийся во мн. психологич. чертах "лишнего человека".
В романе "Дворянское гнездо" (1859) остро поставлен вопрос об историч.
судьбах России. Герой романа Лаврецкий "обыкновеннее" Рудина, но он ближе
к нар. жизни, лучше понимает нужды народа. Он считает своим долгом облегчить
участь крестьян. Однако ради личного счастья он забывает о долге, хотя
и счастье оказывается невозможным. Героиня романа Лиза, готовая на великое
служение или подвиг, не находит высокого смысла в мире, где постоянно оскорбляется
её нравств. чувство. Уход Лизы в монастырь - это своеобразный протест и
пусть пассивное, но всё же неприятие жизни. Образ Лизы окружён "светлой
поэзией", к-рую Салтыков-Щедрин отмечал в "каждом звуке этого романа".
Если "Рудин" - испытание идеалиста 40-х гг., то "Дворянское гнездо" - это
осознание его ухода с историч. сцены.


В связи с "Дворянским гнездом" и предшествовавшими
ему повестями "Фауст" (1856) и "Ася" (1858) в печати возникла
полемика о долге, самоотречении, эгоизме. В решении этих проблем наметилось
расхождение между Т. и революц. демократами, к-рые сосредоточили своё внимание
на слабости, нерешительности "лишнего человека", отсутствии в нём гражд.
чувства (о чём писал Чернышевский в ст. "Русский человек на rendezvous"
в связи с повестью Т. "Ася"); они исходили из представления о нравственно
цельном человеке, у к-рого нет противоречия между внутр. потребностями
и обществ. долгом. Спор о новом герое затрагивал самые существенные вопросы
рус. жизни накануне реформы, в условиях назревающей революц. ситуации.
Чуткий к запросам времени, Т. в романе "Накануне" (1860) выразил
мысль о необходимости сознательно-героич. натур. В образе разночинца болгарина
Инсарова писатель вывел человека с цельным характером, все нравств.
силы к-рого сосредоточены на стремлении освободить свою родину.


Т. отдавал должное людям героич. склада,
хотя они представлялись ему несколько ограниченными, однолинейными. Добролюбов,
посвятивший "Накануне" ст. "Когда же придёт настоящий день?" (1860),
отметил, что Инсаров неполно обрисован в романе, не приближен к читателю,
не открыт ему. И поэтому, по мнению критика, главное лицо романа - Елена
Стахова; в ней воплощена "общественная потребность дела, живого дела, начало
презрения к мертвым принципам и пассивным добродетелям..." (Собр. соч.,
т. 3, 1952, с. 36). Россия для Т.- накануне появления сознательно-героич.
натур (для Добролюбова - революционных). Т. не мог принять остропублицистич.
истолкования романа, предложенного Добролюбовым, не мог согласиться с революц.
позицией критика, выраженной на материале и при помощи его романа. Поэтому
писатель возражал против опубликования статьи. Когда же она благодаря настойчивости
Некрасова всё-таки появилась, он ушёл из "Современника". Осн. причина разрыва
коренилась в том, что Т., стоявший на либеральных позициях, не верил в
необходимость революции; по определению В. И. Ленина, ему "...претил мужицкий
демократизм Добролюбова и Чернышевского" (Полн. собр. соч., 5 изд., т.
36, с. 206). В то же время Т. отдавал дань уважения высоким душевным
качествам революц. демократов и связывал с ними будущее России.


Поэтому в романе "Отцы и дети" (1862)
Т.
продолжал художеств. исследование "нового человека". "Отцы и дети" - роман
не просто о смене поколений, а о борьбе идейных направлений (идеализма
и материализма), о неизбежном и непримиримом столкновении старых
и новых социально-политич. сил. Роман раскры вал жестокий и сложный процесс
ломки прежних социальных отношений, конфликты во всех сферах жизни (между
помещиками и крестьянами, выходящими из повиновения; между дворянами и
разночинцами; внутри дворянского сословия). Этот процесс предстал
в романе как разрушительная стихия, взрывающая аристократич. замкнутость,
ломающая сословные перегородки, меняющая привычное течение жизни. Расстановка
лиц в романе и развитие действия показали, на чьей стороне автор.


Несмотря на его двойственное отношение
к герою, несмотря на спор, к-рый ведёт Т. с "нигилистом" Базаровым, об
отношении к природе, любви, иск-ву, этот "отрицатель" выведен как мужественный,
последовательный в своих убеждениях человек, к-рому предстоит большое и
важное "дело". Рационализм суждений находится в противоречии с его глубокой,
страстной натурой. Защитники прежних "принципов" - "сливки" дворянского
общества (братья Кирсановы) - уступают герою в нравств. силе, понимании
потребностей жизни. Трагич. история любви Базарова и Одинцовой, выявляя
несоответствие между натурой и нек-рыми воззрениями героя, подчёркивает
его нравств. превосходство над лучшими представителями дворянства. Трезво
и серьёзно оценивал Т. не только роль героя, находящегося в "преддверии
будущего", составляющего "странный pendant с Пугачёвым", но и место народа
в этом процессе. Т. видел разобщённость народа с передовой интеллигенцией,
ставшей на защиту его интересов. В этом, по Т., одна из причин трагич.
положения новых деятелей.


Современники остро реагировали на появление
романа. Реакц. печать обвинила Т. в заискивании перед молодёжью, демократическая
упрекала автора в клевете на молодое поколение. Иначе понял роман
Д. И. Писарев, увидевший в нём верное изображение нового героя. Сам Т.
писал К. К. Случевскому по поводу Базарова: "...Если он называется нигилистом,
то надо читать: революционером" (Полн. собр. соч. и писем. Письма, т. 4,
1962, с. 380). Однако известная противоречивость позиции Т. доныне
порождает споры об отношении автора к герою.


После "Отцов и детей" для писателя
наступил период сомнений и разочарований. В открытом споре с А. И. Герценом
он отстаивает просветительские взгляды. Появляются повести "Призраки" (1864),
"Довольно" (1865) и др., исполненные грустных раздумий и пессимистич. настроений.
Меняется жанр тургеневского романа: всё более ослабляется централизующая
роль гл. героя в общей композиции произведения. В центре романа "Дым" (1867)
- проблема поколебленной реформой жизни России, когда "...новое принималось
плохо, старое всякую силу потеряло" (Соч., т. 9, 1965, с. 318).
В романе два осн. героя - Литвинов, в трагической любви к-рого отразились
и "поколебленный быт", и противоречивое, неустойчивое сознание людей, и
Потугин - проповедник зап. "цивилизации". Роман носил резко сатирич. и
антиславянофильский характер. Ирония автора была направлена как против
представителей революц. эмиграции ("Гейдельбергские арабески"),
так и против высших правительств. кругов России ("баденские генералы").
Однако осуждение пореформенной действительности ("дым"), рассмотрение
политич. оппозиции не как привнесённого извне явления, а как порождения
российской жизни отличают этот роман от "антинигилистических" произв. других
авторов. Грустные воспоминания о типе "лишнего человека" ("Вешние воды",
опубл. 1872), раздумья о народе и сути рус. характера ("Степной
король Лир", опубл. 1870) приводят Т. к созданию наиболее значит. произв.
последнего периода - романа "Новь" (1877).


В обстановке горячих обсуждений судеб
истории и иск-ва возникает "Новь" - роман о народнич. движении в России.
Отдавая дань уважения героич. порыву молодёжи, её подвигу самопожертвования,
но не веря в возможность революц. преобразований, Т. придаёт участнику
"хождения в народ", "романтику реализма" Нежданову черты "российского Гамлета".
Трезвый практик-постепеновец Соломин с его теорией "малых дел", по мнению
Т., ближе к истине. Развёртывая в романе картины идейных споров представителей
либеральных воззрений (Си-пягин), консервативных (Калломейцев) и народнических
(Нежданов, Марианна, Соломин) взглядов, Т. отдаёт предпочтение народническим.
"Новь" хотя и не сразу, но примирила писателя с молодым поколением. В последние
годы жизни Т. создал неск. небольших произв., в т. ч. "Стихотворения в
прозе" (ч. 1, опубл. 1882); в стих. "Порог", "Памяти Ю. П. Вревской" он
прославил подвиг самопожертвования во имя счастья народа.


В 70-е гг., живя в Париже, Т. сближается
с деятелями народнич. движения - Г. А. Лопатиным, П. Л. Лавровым, С. М.
Степняком-Кравчинским; материально помогает народнич. журн. "Вперёд". Он
следит за развитием рус. и франц. иск-ва; входит в кружок крупнейших франц.
писателей - Г. Флобера, Э. Золя, А. Доде, бр. Гонкур, где пользуется репутацией
одного из крупнейших писателей-реалистов. В эти годы и позднее Т. своим
зрелым мастерством, утончённым искусством психологич. анализа оказывал
несомненное влияние на зап.-европ. писателей. П. Мериме считал его одним
из вождей реалистич. школы. Ж. Санд, Г. Мопассан признавали себя учениками
Т. В скандинавских странах романы Т., в частности "Рудин", пользовались
особой популярностью, привлекали внимание видных драматургов и прозаиков.
Швед.
критика отмечала "тургеневский элемент" в пьесах А. Стриндберга. Очень
велика была роль Т. и как пропагандиста рус. лит-ры за рубежом.


Деятельность Т. в области лит-ры, науки
и иск-ва была высоко оценена во Франции и Англии. В 1878 его избирают вице-президентом
Междунар. лит. конгресса в Париже. В 1879 Оксфордский ун-т присвоил Т.
степень доктора обычного права. Приезжая в Россию (1879, 1880),
Т. участвовал в чтениях в пользу Об-ва любителей российской словесности.
В 1880 он выступил с речью о Пушкине. Прогрессивная Россия встречала его
овациями.


Творчество Т. ознаменовало новый этап
в развитии рус. реализма. Чуткость К актуальным вопросам рус. жизни, филос.
осмысление событий и характеров, правдивость изображения сделали книги
Т. своеобразной летописью рус. действительности 40-70-х гг. 19 в. Особенно
велики его заслуги в развитии рус. романа. Продолжая традиции Пушкина,
Гоголя, М. Ю. Лермонтова, он создал особую форму "биографического", или
"персонального", романа, романа героя. В центре внимания автора - судьба
одного лица, характерного для своего времени. Т. принадлежит глубокое и
объективное исследование типа "лишнего человека", получившее дальнейшее
развитие в творчестве И. А. Гончарова, Л. Толстого, Достоевского, Чехова.
Анализ характера героя, оценка его с обществ.-историч. точки зрения определяют
композицию романа Т. Этим же принципом обусловлено и расположение действующих
лиц. Гл. герой романа защищает определённую жизненную позицию. От того,
насколько успешно он её отстаивает, зависит его судьба. Другие лица романа,
выражая в спорах-поединках свои воззрения, соотносятся с гл. героем, оттеняя
сильные и слабые стороны его убеждений и характера.


Особое место в прозе Т. занимают
женские образы. В женской натуре, по мнению автора, цельной, бескомпромиссной,
чуткой, мечтательной и страстной, воплощено свойственное определённому
времени ожидание нового, героического. Поэтому любимым своим героиням Т.
даёт право суда над героем. Истории любви принадлежит центр. место в композиции
романа Т. Осмысление любви не только как величайшего счастья, но и как
трагедии человеческой жизни, анализ "трагического значения любви" имеют
у Т. кон-цепционное значение. В несоединимости обществ. долга и счастья,
выявляющей противоречия между натурой и убеждениями героя, обнаруживается
представление Т. о неразрешимости конфликта передового деятеля с обществом
в крепостнич. России, невозможности свободного проявления человеческой
личности. Глубокое освещение осн. жизненного конфликта и
характеров, одобрение прогрессивных социальных течений, вера в обществ.идеал
соединяются у Т. с сознанием неосуществимости идеала в тот историч.
период. Отсюда и двойственность в отношении автора к гл. герою:
уважение к его высоким нравств. качествам и сомнение в правильности избранной
им жизненной позиции. Этим же объясняется и грустная, лирич. атмосфера,
возникающая вокруг героя, к-рому не удаётся воплотить в жизнь свои убеждения,
и героини, стремящейся к активному добру.


Пейзаж в произв. Т.-
не только фон для развития действия, но одно из гл. средств характеристики
персонажей. Философия природы с наибольшей полнотой выявляет особенности
мировоззрения и художеств. системы автора. Т. воспринимает природу как
"равнодушную", "повелительную", "себялюбивую", "подавляющую" (см. Полн.
собр. соч. и писем. Письма, т. 1, 1961, с. 481). Природа у Т. проста,
открыта в своей реальности и естественности и бесконечно сложна в проявлении
таинственных, стихийных, часто враждебных человеку сил. Однако в счастливые
минуты она для человека - источник радости, бодрости, высоты духа и сознания.


Т.- мастер полутонов, динамического,
проникновенного лирич. пейзажа. Осн. тональность тургеневского пейзажа,
как в произв. живописи, обычно создаётся освещением. Т. улавливает жизнь
природы в чередовании света и тени и в этом движении отмечает сходство
с переменчивостью настроения героев. Функция пейзажа в романах Т. многозначна,
он часто приобретает обобщённое, символич. звучание и характеризует не
только переход героя от одного душевного состояния к другому, но и переломные
моменты в развитии действия (напр., сцена у Авдюхина пруда в "Рудине",
гроза в "Накануне" и др.). Эта традиция была продолжена Л. Толстым,
Короленко, Чеховым.


В создании психологического и сатирического
портрета Т.- последователь Пушкина и Гоголя. Портретные характеристики
выполнены Т. в объективной манере (сам Т. говорил о необходимости "...быть
психологом, но тайным"- там же, т. 4, 1962, с. 135). Напряжённость
душевной жизни с тонко очерченной сменой различных состояний передана
в её внешних проявлениях - в мимике, жесте, движении персонажа, за которыми
как бы угадываются недостающие звенья единой психологич. цепи. Дело великих
предшественников Т. продолжал и как непревзойдённый стилист, как мастер
языка, сливший в своей прозе книжную культуру рус. слова с богатствами
живой нар. речи.


Созданная Т. художеств. система оказала
заметное влияние на поэтику не только русского, но и зап.-европ. романа
2-й пол. 19 в. Она во многом послужила основой для "интеллектуального"
романа Л. Толстого и Достоевского, в к-ром судьбы центр. героев зависят
от решения ими важного филос. вопроса, имеющего общечеловеческое значение.
Традиции Т. развиваются и в творчестве мн. сов. писателей (А. Н. Толстой,
К. Г. Паустовский и др.). Его пьесы составляют неотъемлемую часть
репертуара сов. театров. Многие произв. Т. экранизированы.


Сов. литературоведение с первых лет
революции занималось пристальным изучением наследия Т. Создано множество
трудов, посвящённых жизни и творчеству писателя, выяснению его роли в рус.
и мировом лит. процессе. Проведено научное исследование текстов, изданы
широко комментированные собрания сочинений. Музеи Т. созданы в г. Орле
и б. имении его матери Спасском-Лутовинове.


Соч.: Собр. соч., т. 1-12, М., 1953-58;
Полн. собр. соч. и писем, т. 1-28, М.- Л., 1960-68; Литературное наследство,
т. 73, кн. 1 - 2, М., 1964; т. 76, М., 1967.


Лит.: Ленин В. И., Полн. собр.
соч., 5 изд.. т. 5, с. 301; т. 16, с. 43-44; Белинский В. Г., Полн, собр.
соч., т. 7, М., 1955; т. 10, М., 1956; Чернышевский Н. Г.. Полн. собр.
соч., т. 5, М., 1950; Добролюбов Н. А., Собр. соч., т. 6, М.- Л., 1963;
Герцен А. И., Собр. соч., т. 18, М., 1959; Писарев Д. И., Соч., т. 2, М.,
1955; Луначарский А. В., Статьи о литературе, М., 1957; Овсянико-Куликовский
Д. Н., Этюды о творчестве И. С. Тургенева, 2 изд., СПБ, 1904; Сакулин П.
Н., На грани двух культур. И. С. Тургенев, М., 1918; Алексеев М. П. И.
С. Тургенев и музыка, К., 1918; Бродский Н. Л., И. С. Тургенев в воспоминаниях
современников и его письмах, ч. 1 - 2, М., 1924; его же, И. С. Тургенев,
М., 1950; И. С. Тургенев в воспоминаниях революционеров-семидесятников,
М.- Л., 1930; Клеман М. К., Летопись жизни и творчества И. С. Тургенева,
М.- Л., 1934; его же, И. С. Тургенев. Очерк жизни и творчества, Л., 1936;Тургенев
в русской критике, М., 1953; Тургенев и театр, М., 1953; "Записки охотника"
И. С. Тургенева [1852 - 1952]. Сб. ст., Орел, 1955; Цейтлин А. Г., Мастерство
Тургенева-романиста, М., 1958; Творчество И. С. Тургенева. Сб.
ст.,
М., 1959; Богословский Н., Тургенев, 2 изд., М., 1961; Петров С.,
И. С. Тургенев. Творческий путь, М., 1961; Бялый Г. А., Тургенев и русский
реализм, М.- Л., 1962; Крюков А., Тургенев и музыка, Л., 1963; Пустовойт
П. Г., Роман И. С. Тургенева "Отцы и дети" и идейная борьба 60-х гг. XIX
в., [2 изд., М., 1965]; Шаталов С. Е., Проблемы поэтики И. С. Тургенева,
М., 1969; И. С. Тургенев в воспоминаниях современников, т. 1 - 2, [М.,
1969]; Бялый Г. А. и Муратов А. Б., Тургенев в Петербурге, Л., 1970; Зильберштейн
И. С.. Розыскания о Тургеневе. М.. 1970; Батюто А. И., Тургенев-романист,
Л., 1972; Курляндская Г. Б., Художественный метод Тургенева-романиста,
Тула, 1972; Маркович В. М., Человек в романах И. С. Тургенева. Л., 1975;
Ефимова Е. М., И. С. Тургенев. Семинарий, Л., 1958; Библиография литературы
о И. С. Тургеневе. 1918-1967, Л., 1970; Тургенев и Орловский край. Библиографич.
указатель, Орел, 1971; Granjard H., Ivan Tourguenev et les courants politiques
et sociaux de son temps, P., 1954; Magarshack D., Turgenev. A life, L.,
1954; I. S. Turge-nev und Deutschland. Material.en und Untersuchungen,
Bd 1, В., 1956. Э. М. Румянцева.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я