ТЬЕПОЛО
(Tiepolo)
Джованни
Баттиста (5.3.1696, Венеция,-27.3.1770, Мадрид), итальянский живописец,
рисовальщик и гравёр. Крупнейший представитель венецианской школы 18
в. Учился в Венеции у Г. Ладзарини, испытал влияние П. Веронезе
и
Дж. Б. Пьяцетты. Работал гл. обр. в Венеции, а также в Милане(1731-32,
1737, 1740), Вюрцбурге (1750- 1753), Мадриде (1762-70).
Для ранних работ Т. (1716-34) характерны беспокойные формы, тёмные
краски, контрастная светотень, но уже в них сказываются присущие ему богатство
фантазии и декоративный размах (цикл картин для дворца Дольфино в Венеции,
после 1725, ныне в Эрмитаже, Ленинград, и др. собрания). В 1735-50
произв. Т. обретают свободу и экспрессивность, колорит светлеет и обогащается
тонкими нюансами (плафоны венецианских церквей Дже-зуати, 1737-39, и Скальци,
1743-44). В 1750-60-х гг. Т. пользуется широкой славой, много работает
для иностр. дворов, избирается президентом венецианской АХ (1756-58).
В этот период им исполнены лучшие фресковые циклы (в архиепископской резиденции
в Вюрцбурге, 1750-53, палаццо Лабиа в Венеции, ок. 1750, на вилле Вальмар-ана
близ Виченцы, 1757, в палаццо Редзонико-в Венеции, 1758), отличающиеся
праздничной пышностью, сияющим колоритом, составленным из нежных серебристых,
красноватых, золотисто-жёлтых, жемчужно-серых, коричневых и синих оттенков.
К 1740-50-м гг. относятся важнейшие станковые произв. Т.,
поражающие яркой эмоциональностью образов и виртуозностью техники ("Триумф
Амфитриты", ок. 1740, Карт. гал., Дрезден; "Поклонение волхвов",
1753, Старая пинакотека, Мюнхен). В 1762-66 Т. исполнил ряд плафонов
для Королевского дворца в Мадриде. Творчество Т. завершает развитие итал.
монументально-декоративной живописи 16-18 вв. Фрески и картины Т. с их
бездонными головокружительными просторами, безудержной динамикой и живописной
свободой, совершенством световоздушных эффектов, лёгкостью и прозрачностью
красок, новизной и неожиданностью точек зрения и ракурсов принадлежат к
вершинам мирового монументально-декоративного иск-ва; художник превосходно
связывал свои композиции с интерьером, иллюзорно расширяя и углубляя реальное
пространство. Т. выступал также как портретист (многофигурная композиция
"Собрание в Арене", 1748-iO, Пинакотека, Удине), был замечательным
графиком, автором островыразительных по своей смелости и живописности,
порой изысканно-гротескных, рисунков и офортов [циклы офортов "Вари каприч-чи"
("Разнообразные причуды") и "Скер-ци ди фантазия" ("Шутки фантазии")].
Илл. см. на вклейках к стр. 400 и табл.
XXIX (стр. 368-369), а также т. 11, табл. V (стр. 48-49).
Лит.: Щербачёва М. И., Картины
Тьеполо из дворца Дольфино в Эрмитаже, Л., 1941; Ольшанская Н. И., Тьепсло,
М., 1957; Мог ass i A., A complete саtalogue of the paintings of G. B.Tiepolo.
L., [1962]; Rizzi A,, The etchings of the Tie-polo: complete edition, L.,
1971; Atti del congresso internazionale di studi sul Tiepolo, {Mil., 1972].
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я