ТЯЖЁЛОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ
совокупность
подотраслей машиностроения, предприятия к-рых заняты произ-вом металлургич.,
горнорудного, крупного кузнечно-прессового, дробильно-размоль-ного, подъёмно-транспортного
оборудования, а также крупных экскаваторов, роторных комплексов, тепловозов,
ж.-д. вагонов, дизелей. В состав Т. м. входят металлургич., горнорудное,
угольное, подъёмно-транспортное машиностроение<, вагоно-,< тепловозо-
и дизелестроение. Т. м.- основа тяжёлой промышленности и строительства.
Значит. часть заводов Т. м. имеет в своём составе уникальные по размерам
производств. цехи, располагает заготовит. базой для произ-ва крупных отливок,
поковок, металлоконструкций; механосборочные цехи для обработки деталей
и сборки крупных машин оснащены уникальными станками и мостовыми кранами
большой грузоподъёмности. Заводы Т. м., как правило, комплексные, универсального
типа, многие из них характеризуются индивидуальным и мелкосерийным типами
произ-ва.
В дореволюц. России Т. м. было развито
слабо. Продукцию Т. м. выпускали немногие машиностроит. з-ды: Ижорский,Краматорский
(ныне Старокраматорский), Сормовский, Коломенский, Харьковский, Путиловский
(ныне Кировский), Брянский и нек-рые др. В СССР Т. м. начало развиваться
в восстановит. период. В годы первых пятилеток (1929- 1940) быстрыми
темпами развивалось произ-во металлургич., транспортного, угольного и горнорудного
оборудования. К произ-ву продукции Т. м. были привлечены мн. машиностроит.
з-ды, построены новые и реконструированы старые з-ды, что позволило в короткий
срок освободиться от импорта из капиталистич. стран мн. видов оборудования.
Т. м. обеспечивает не только нужды
нар. х-ва СССР в крупных машинах и оборудовании, но и экспортирует значит.
часть своей продукции.
Металлургическое машиностроение в СССР
стало быстро развиваться в годы первых пятилеток в связи с развитием металлургической
пром-сти. В 1929-32 был построен Иркутский з-д Т. м., в 1933-34 введены
в действие 2 крупнейших завода - Уралмашзавод им. С. Орджоникидзе (г. Свердловск)
и
Новокраматорский машиностроит. з-д (г. Краматорск). Одновременно
со строительством новых заводов реконструировались действующие предприятия,
создавались технич. службы, обучались кадры. К началу Великой Отечеств.
войны 1941-45 СССР располагал значит. мощностями по произ-ву металлургич.
оборудования. Во время войны построены Южно-Уральский машиностроит. з-д,
Электростальский и Алма-Атинский заводы Т. м. Кроме названных заводов,
ныне произ-вом металлургич. оборудования занимаются также Жданов-ский и
Бузулукский з-ды Т. м. и ряд др. Изготовляется совр. оборудование для доменных
печей полезным объёмом 3200 и 5000л3, производительностью
4 млн. т в год; кислородные конвертеры ёмкостью 300-350 т ; обжиговые
машины для произ-ва железорудных окатышей площадью спекания 520 м2
производительностью 3,6 млн. т в год; машины непрерывного литья
стали криволинейного типа для произ-ва литых слябов производительностью
1 млн. т в год; оборудование для коксовых батарей производительностью
1 млн. т в год, для ваку-умирования стали, высокомеханизированные
и автоматизированные прокатные станы - блюминг "1300" и широкополосные
производительностью по 6 млн. т проката в год, для холодной прокатки
листа и труб различного назначения, трубосварочные и трубопрокатные станы;
профилегибочные агрегаты и др. Данные о произ-ве металлургич. оборудования
приведены в табл. 1.
Горнорудное машиностроение. До Окт.
революции 1917 специализированных машиностроит. предприятий по произ-ву
горной техники в России не было. Оборудование ввозилось из-за
границы. В первые годы Сов. власти импорт горного оборудования продолжался.
Лишь в 1930 на базе механич. мастерских был организован Кыштымский механич.
з-д, а в 1937 - криворожский з-д "Коммунист", к-рые занимались изготовлением
и ремонтом горных машин. Позднее произ-во горнорудного оборудования было
налажено на ленингр. з-де "Пневматика", Конотопском и ряде др. машиностроит.
з-дов. Во время Великой Отечественной войны 1941-45 нем.-фаш. войсками
был нанесён большой ущерб произ-ву горнорудного оборудования. Часть заводов
была перебазирована в вост. р-ны страны, где была создана новая база горнорудного
машиностроения. В 1975 насчитывалось св. 2 десятков заводов, производящих
горнорудное оборудование, наиболее крупными из к-рых являются Ясногорский,
Донецкий, Ворошиловградский, Ясиноватский и Воронежский машиностроит. з-ды.
Изготовляются роторные экскаваторы с отвалообразователями производительностью
до 1250 м3 в час и на привлечённых предприятиях до 5000
м3
в час, комбайны очистные и проходческие, вентиляторы шахтные главного проветривания,
оборудование для механизации поверхности шахт, обогатит. оборудование,
буровые станки, щиты проходческие, лебёдки шахтные и горнорудные,
долота и др.
Угольное машиностроение. Возникновение
угольного машиностроения в СССР относится к 1924, когда в составе треста
"Донуголь" было создано управление подсобных предприятий, затем был построен
ряд заводов. В 1924-25 начался выпуск центробежных насосов, шахтных вагонеток,
скреперных лебёдок, конвейеров, позднее - врубовых машин, шахтных подъёмных
машин и лебедок, аккумуляторов и электровозов. В 1941-45 на востоке страны
была создана своя база угольного машиностроения. Наиболее крупные заводы
подотрасли: Дружковский, Горловский, Копейский.
Предприятия угольного машиностроения
изготовляют машины и оборудование для механизации и автоматизации осн.
процессов подземной добычи угля, в т. ч. очистные комбайны и струговые
установки, комплексы и механизированные крепи для очистных работ, комбайны
проходческие, оборудование для гидродобычи, проходки шахтных стволов, погрузки
и транспортировки породы и угля в забоях и шахтах, обогащения, водоотлива,
вентиляции, шахтного освещения и др.
Произ-во угольного и горнорудного оборудования
показано в табл. 2.
Подъёмно - транспортное машиностроение.
В дореволюц. Россию подъёмно-трансп. оборудование поставлялось в
основном иностр. фирмами. После Окт. революции его произ-во было организовано
на ряде заводов различных отраслей пром-сти; к 1940 оно достигло относительно
высокого уровня, но по-прежнему было рассредоточено по мн. отраслям пром-сти.
В дальнейшем удельный вес произ-ва подъёмно-транспортного оборудования
на специализированных заводах увеличился. Наиболее крупные заводы: Узловский
машиностроит. э-д, красноярский з-д "Сибтяжмаш", Ленинградский з-д подъёмно-транспортного
оборудования, Харьковский з-д подъёмно-транспортного оборудования.
На предприятиях отрасли сосредоточено
произ-во кранов всех видов, конвейеров ленточных грузонесущих,< толкающих,
вибрационных и т. д., кранов-штабелёров, эскалаторов, перегружателей и
др. Созданы и освоены средства непрерывного и напольного транспорта (см.
табл.
3).
Дизелестроение производит дизели общепром.
применения - судовые, тепловозные, для стационарной и передвижной энергетики,
буровых установок, строительно-дорожных машин, большегрузных автомобилей
и др. Дизелестроение в России начало развиваться с кон. 19 в. Были созданы
отечеств. оригинальные конструкции дизелей стационарного и судового применения.
Табл. 1.
- Производство металлургического оборудования в СССР, тыс. m |
|||||
|
1940
|
1950
|
1960
|
1970
|
1975
|
Металлургическое
оборудование (доменное и сталеплавильное, прокатное, коксовое, агломерационное, машины непрерывного литья стали) |
29,7
|
131,2
|
222,0
|
280,6
|
312,9
|
в т. ч. прокатное
|
10,2
|
66,1
|
120,6
|
140,1
|
132,1
|
Табл.2. -
Производство угольного и горнорудного оборудования в СССР |
|||||
Комплексы и механизированные крепи |
Единица измерения
|
1940
|
1960
|
1970
|
1975
|
(комплекты)/
/(тыс. пог.м) |
-
|
97,0/
/8,0 |
289/ /37,9
|
504/ /68,25
|
|
Комбайны
очистные |
шт.
|
18
|
885
|
1172
|
1263
|
Комбайны
проходческие |
|
-
|
171
|
327
|
510
|
Машины шахтные
подъёмные |
|
100
|
264
|
183
|
263
|
Табл. 3.
- Производство подъёмно-транспортного оборудования в СССР, шт. |
||
Краны мостовые электри- |
1970
|
1975
|
5737
|
6494
|
|
Краны козловые
|
1472
|
2312
|
Краны портальные
|
106
|
102
|
Краны металлургические
|
34
|
54
|
Конвейеры
ленточные стационарные |
10630
|
13043
|
Конвейеры
подвесные толкающие, с автоматическим адресованием грузов, км |
50
|
91,3
|
Конвейеры
грузонесущие |
820
|
2023
|
К 1914 общий годовой выпуск дизелей
в стране составил 122 тыс. л. с. После Октябрьской революции дизелестроение
стало развиваться быстрыми темпами, в 1924 организована исследовательская
лаборатория, позднее преобразованная в Центр. н.-и. дизельный ин-т (ЦНИДИ).
Были проведены работы по упорядочению типажа дизелей и созданию их новых
типов, в т. ч. первых тепловозных дизелей. К 1940 выпускалось 19 типов
дизелей, из них 14 новых, в т. ч. лёгкие быстроходные мощностью до 1000
л.
с., судовые - до 4000 л. с. (1 л. с. = = 0,736
квт).
Во время Великой Отечественной войны
было развёрнуто стр-во танковых дизелей на барнаульском з-де "Транс-маш",Уральском
турбомоторном и др. з-дах. В 50-60-х гг. было налажено произ-во ряда новых
мощных дизелей для судов, тепловозов, буровой техники, передвижной энергетики
и др. Проведена работа по повышению надёжности и сроков службы дизелей,
повышению их экономичности, созданию полностью автоматизированных дизелей
и установок. В 1975 выпускалось 25 типов дизелей, газовых двигателей и
газомотокомпрессо-ров более чем в 400 модификациях, агрегатной мощностью
от 4 до 21 000 л. с. Наиболее крупные дизелестроит. заводы: Брянский
машиностроительный, Коломенский им. В. В. Куйбышева, барнаульский "Трансмаш"
им. В. И. Ленина, ленинградский "Звезда" им. К. Е. Ворошилова, горьковский
"Двигатель революции", Ток-макский им. С. М. Кирова. Данные о выпуске дизелей
приведены в табл. 4.
Табл. 4.
- Производство дизелей в СССР (без автотракторных) |
||||
Дизели общего
назначения: шт. |
1940
|
1960
|
1970
|
1975
|
12140
|
54322
|
59627
|
65235
|
|
тыс. л. с.
|
469,9
|
8830,7
|
16158
|
18230,6
|
Т. м. достигло высокого уровня развития
и в др. социалистич. странах. Машиностроение Чехословакии производит совр.
прокатные станы, тепловозы, дизели,< роторные и универсальные экскаваторы
и др.; ГДР - сортовые прокатные станы, краны, дизели, роторные экскаваторы;
Польши - судовые дизели, краны; Венгрии - волочильные станы, дизели и др.;
Румынии - прокатное оборудование, дизели; Болгарии - подъёмно-транспортное
и др. оборудование.
Среди капиталистич. стран, к-рые производят
большое количество продукции Т. м.,- США, ФРГ, Япония, Великобритания,
Франция, Италия.
О произ-ве тепловозов и ж.-д. вагонов
см. в ст. Транспортное машиностроение.
Лит.< см.
при ст. Машиностроение.
И. С. Ревес, Е. С. Матвеев (раздел
о дизелестроении).
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я