УАЙЛЬД
Уайлд (Wilde) Оскар
Фингал О'Флаэрти Уилс (16.10.1854, Дублин,-30.11.1900, Париж), английский
писатель и критик. Ирландец по национальности. Окончил Оксфордский ун-т
(1879). Сб. "Стихотворения" (1881) имел успех. Под влиянием
лекций Дж. Рескина об искусстве увлёкся идеями т. н. эстетич. движения,
проповедовал необходимость возрождения красоты в повседневной жизни как
средства преодоления практицизма бурж. общества. В 1882 совершил турне
по городам США, выступая с лекциями по эстетике; в США издал рево-люц.
мелодраму "Вера, или Нигилисты" (1882, рус. пер. 1925, Берлин),
выразившую бунтарские настроения молодого писателя, и стихотворную трагедию " Герцогиня Падуанская" (1883, рус. пер. В. Брюсова, 1911). Вернувшись
в Лондон, сотрудничал в газетах и журналах. Был осуждён на два года тюремного
заключения по обвинению в безнравственности (1895-97), по выходе
из тюрьмы поселился в Париже. Душевный надлом получил отражение в поэме "Баллада Редингской тюрьмы" (1898, рус. пер. В. Брюсова, 1915) и
в посмертно опубл. исповеди "De Profundis" (1905).
В обстановке социального и идеологич. кризиса
англ. бурж. общества кон. 19 в. У. примыкал к антибурж. направлению в литературе
и театре, в нек-рой степени испытав влияние идей социализма ("Душа человека
при социализме", 1891). Представление о том, что иск-во не только
самоценно, но первично по отношению к жизни, сближало его с декадентским
эстетизмом и сторонниками "искусства для искусства". Однако творчество
У. было не лишено значит. жизненного содержания. Ранняя поэзия У. изысканно
орнаментована, книжна, в ней сильно влияние франц. символизма. Наряду с
этим в его творчестве звучат социальные мотивы. В "Балладе Редингской тюрьмы"
декадентские мотивы любви на грани смерти сочетаются с горячим состраданием
к несчастью человека.
Сказки ("Счастливый принц", "Звёздный мальчик")
и "Стихотворения в прозе" У. лиричны, возвышенны по стилю и содержанию.
"Кентервильское
привидение", "Преступление лорда Артура Севиля" - остросюжетные новеллы,
пронизанные иронией. Образец интеллектуального романа кон. 19 в.-
"Портрет Дориана Грея" (1891). Украсив всем блеском своего стиля проповедь
аморализма, вложенную в уста лорда Генри, У. вместе с тем признаёт, что
культ красоты и жажда наслаждений не должны приводить к отказуот истинной
нравственности. Однако современниками роман в основном воспринимался как
проповедь эстетского аморализма.
Трагедии "Герцогиня Падуанская", "Саломея"
(1893; первонач. на франц. яз.), "Флорентийская трагедия" (1895, опубл.
в 1908, не закончена) - попытки возрождения поэтич. драмы больших
страстей. Иной характер имеют светские комедии, полные остроумных парадоксов
и эпиграмм на нравы господств. классов: "Веер леди Уиндермир" (1892),
"Женщина, не стоящая внимания" (1893), "Как важно быть серьёзным"
(пост. 1895, опубл. в 1899). Социально-критич. мотивы сильны в комедии
"Идеальный муж" (1895), где изобличаются нечистые методы бурж. карьеристов.
В критич. статьях 80-х гг. (сб. "Замыслы",
1891) У. осветил наиболее близкие ему явления совр. англ. лит-ры (У. Моррис,
У. Патер, Ч. А. Суинберн и др.). Вместе с тем он высоко ценил нар. песенное
творчество, поэзию П. Беранже и с уважением писал о художеств. мастерстве
О. Бальзака, Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева и Ф. М. Достоевского.
Соч. Complete works, L.- Glasgow, 1966;
Critical writings, L., 1970; The letters, ed. by R. Hart-Davis, L., 1962;
The critical heritage, ed. by K. Beckson, L., [1970]; в рус. пер.- Полн.
собр. соч., под ред. К. И. Чуковского, т. 1 - 4, СПБ, 1912; Избр. произв.,
т. 1 - 2, М., 1960; Пьесы, М., I960.
Лит.: История английской литературы,
т. 3, М., 1958; Чуковский К., Оскар Уайльд, в его кн.: Люди и книги, М.,
1960, с. 625-70; Harris F., O.Wilde, his life and confessions, v. 1-2,
N. Y., 1918; Pearson H., Oskar Wilde, his life and wit, L.- N. Y., 1946;
San Juan E., The art of O. Wilde, Princeton, 1967; Mason S., Bibliography
of O. Wilde, [2 ed.], L., [1967].
А. А. Аникст.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я