УАТТ

УАТТ (Watt) Джеймс (19.1.1736, Гринок,
Шотландия,-19.8.1819, Хитфилд, Англия), английский изобретатель,
создатель универсальной паровой машины, чл. Лондонского королев.
об-ва (1785). С 1757 работал механиком в ун-те в Глазго, где познакомился
со свойствами водяного пара и сам с большой точностью провёл, пользуясь
котлом Д. Папена, исследование зависимости темп-ры насыщенного пара
от давления. В 1763-64, налаживая модель паровой машины Т. Нъюкомена,
пришёл
к выводу, что значит. расход пара в этой машине объясняется охлаждением
стенок цилиндра до темп-ры охлаждающей воды во время её впрыскивания в
цилиндр и что сократить расход пара можно отделением конденсатора пара
от цилиндра. Используя эту идею, У. в 1765 построил экспериментальную машину
с диаметром цилиндра 16 см, а в 1768 - первую большую паровую машину,
конструкция к-рой, однако, имела ряд недостатков: неудачным оказался конденсатор,
требовалось дополнит. уплотнение поршня.


В 1769 У. получил англ. патент на "способы
уменьшения потребления пара и вследствие этого - топлива в огневых машинах",
в к-ром излагался ряд новых технич. положений: применение паровой рубашки
для
поддержания темп-ры в цилиндре, проект парового ротационного двигателя
и др. В 1774 постройка парового двигателя была завершена; дальнейшие испытания
показали, что этот двигатель оказался более чем в 2 раза эффективнее лучших
машин Ньюкомена. Для обеспечения работы двигателя У. применил центробежный
регулятор, соединённый с заслонкой на выпускном паропроводе. В качестве
передаточного механизма У. сохранил балансир, но использовал планетарную
передачу,
что вдвое увеличило частоту вращения вала. У. детально исследовал
работу пара в цилиндре, впервые сконструировав для этой цели индикатор.
В 1782 получил англ. патент на паровой двигатель с расширением. У. ввёл
первую единицу мощности - лошадиную силу (позднее его именем была
названа другая единица мощности - ватт). Паровая машина У. благодаря
экономичности получила широкое распространение и сыграла огромную роль
в переходе к машинному производству (см. Промышленный переворот). "Великий
гений Уатта,- писал К. Маркс,- обнаруживается в том, что в патенте, который
он получил..., его паровая машина представлена не как изобретение лишь
для особых целей, но как универсальный двигатель крупной промышленности"
(Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 389). После 1784
У. занимался гл. обр. улучшением произ-ва паровых машин на своём заводе.
Портрет стр. 433.


Лит.: Радциг А. А., Джемс Уатт и
изобретение паровой машины, П., 1924; Конфедератов И. Я., Джемс Уатт -
изобретатель паровой машины, М., 1969.

И. Я. Конфедератов.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я